«Человек в футляре» открыл программу фестиваля «Ковчег»

В год 75-летнего юбилея челябинского театра кукол имени Вольховского местом проведения фестиваля «Ковчег» была выбрана столица Южного Урала. Гостями Челябинска и области в течение полутора недель станут 11 театральных коллективов из Японии, Словении, Белоруссии, Эстонии, Москвы, Санкт-Петербурга, Пензы и Магнитогорска. Еще одна важная для фестиваля дата, которую отмечает весь театральный мир, – 150-летний юбилей Антона Чехова. Открылся Фестиваль постановкой Челябинского театра кукол «Человек в футляре».

Как предвкушение зрелища кукольное шоу, организованное хозяевами, актерами челябинской труппы. Древний, как сам ковчег, Ной приглашает на сцену организаторов фестиваля, одаривая каждого «подарочным веслом». В этот момент за кулисами уже начинается своя, пока невидимая зрителям жизнь. Сцена, затянутая в темный бархат, представляет собой черный кабинет. Хоть этот прием и традиционный, но артисты Челябинского театра кукол в кромешной тьме работают впервые. Приходится на ощупь искать реквизит, курьезов случается немало. Также впервые на челябинскую сцену вышел и герой чеховского рассказа — преподаватель греческого языка Беликов. Алексей Смирнов, режиссер-постановщик (Санкт-Петербург), говорит: «Нашел название «Человек в футляре». Очень кукольное название. В отличие от самого рассказа, как потом выяснилось. Но название уже было заявлено и надо было сделать что-то. Вот что-то и получилось на два часа из пятнадцатиминутного рассказа».

Беликов – это определенный психологический тип, считает Алексей Смирнов, к которому надо относиться, как к человеку, который не похож на большинство. Его можно любить или не любить, но нужно пытаться понять, почему он такой? Но понять-то как раз его никто и не пытается, и в этом трагедия. Беликов прячется в «футляр» из чувства самосохранения. Николай Архипов, исполнитель роли Беликова, делится: «Режиссер все время мне говорил: «Помягче, помягче». Он все время извиняется перед всеми, потому что все вокруг все делают не так. Он, как белая ворона. Он все время: «Извините, вот Вы ошибаетесь, Вы так себя ведете? Вы целуетесь прямо на людях, а вы же педагог, это нехорошо».

В трактовке Алексея Смирнова Беликов не лишен романтизма, он тонкий, ранимый, зачитывается древнегреческими трагедиями. Разгадка героя – в его снах. В этих эпизодах режиссер прибегает к модернистским приемам, включая в игру персонажей других литературных произведений Чехова.

Со спектаклем «Человек в футляре» челябинский театр успешно выступил в Екатеринбурге на фестивале «Петрушка Великий», и вот открывает программу «Ковчега». На фестивале нет жюри и интрига в сущности одна. «Единственная интрига этого фестиваля в том, что каждый спектакль является жемчужиной, каждый спектакль является замечательным шедевром в своем виде искусства. То есть, по этому принципу данный фестиваль и собирался», – отмечает Александр Борок, главный режиссер Челябинского театра кукол имени Вольховского.

За свою трехлетнюю жизнь Фестиваль «Ковчег» побывал в Костроме, Иванове, Калининграде, Магнитогорске и на Сахалине. В течение ближайшей недели самые яркие и живые постановки смогут увидеть юные и взрослые зрители Южного Урала.

Последние новости

Еще интересные новости