«Человек в футляре» — премьера челябинского театра кукол

В год 150-летия Чехова премьеру представляет Челябинский театр кукол. Свой спектакль «Человек в футляре» московский постановщик Алексей Смирнов адресует в первую очередь взрослой публике. Режиссер пытается оспорить прописные школьные истины и предлагает публике новую трактовку известного чеховского персонажа.

Арина Жарикова, заслуженная артистка РФ, рассказывает: «Все дело происходит так. Во-первых, мы находимся в темном кабинете, надевается такая вуаль, сеточка, которая застегивается, чтобы не было ничего видно, одеваются черные бархатные перчатки, и мы растворяемся во мраке».

В «черном кабинете» артистам Челябинского театра кукол пришлось работать впервые. Давно известный и вполне традиционный для кукольных спектаклей прием вызвал массу проблем и затруднений. Алексей Смирнов, режиссер-постановщик (Москва), отмечает: «Весь свет перенесли внутрь, чтобы артистов не было видно, только кукол. Из той световой аппаратуры, что есть, сделали все, что могли. Если бы театру помогли докупить дополнительно аппаратуру, проблем было бы меньше».

Больше всего сложностей — в работе артистов. Разглядеть черное на черном не могут не только зрители, но и актеры. Капюшоны из бархата делают партнера невидимым и к тому же сильно заглушают звук. Есть моменты, когда кукольникам приходится работать в кромешной темноте и искать реквизит на ощупь. А предметов реквизита в этом спектакле — рекордное количество. Арина Жарикова подсчитала: «Всего штук 100. Но через мои руки проходит штук 50 реквизита и кукол».

Однако все актерские мучения оказываются не напрасны. В результате у зрителя складывается ощущения, что куклы двигаются самостоятельно, и его уже ничто не отвлекает от происходящего.

Используя известный чеховский рассказ, режиссер Алексей Смирнов предлагает публике пофантазировать. Целые сцены живописуют сны и кошмары Беликова, по мнению режиссера, это должно помочь зрителю лучше понять героя, ответить на вопрос — почему он стал таким. Присутствие героев из других чеховских произведений позволяет создать более целостную панораму жизни провинциального городка. Арина Жарикова говорит: «У нас есть такие персонажи, как Аркадина, Тригорин. Она приехала в провинциальный театр играть роль Катерины из «Грозы».

Главной целью режиссера стало реабилитировать в глазах публики честное имя Беликова, в свое время очерненное школьной программой. По мнению Смирнова, главный герой представляет определенный тип русского интеллигента, по-своему решающего извечные вопросы — кто виноват? и что делать? Алексей Смирнов считает: «Выхода на самом деле никогда нет. Либо ты себя подминаешь под то, что есть, либо ты стараешься изменить то, что есть, либо сопротивляешься. Но в итоге ничего не получается. Либо меняется окружающая среда, либо человек, либо кто-то из них гибнет. В данном случае Беликов оказался заложником обстоятельств, и в итоге среда его все-таки сгубила».

Трагедия одного человека остается незамеченной окружающими. И даже после его гибели, они точно также пьют чай и перемывают кости знакомым — все вполне по-чеховски, в соответствии с авторским юмором и его пониманием комедии. И несмотря на то, что в рассказе о человеке в футляре осталось не так уж много от авторского первоисточника, по сути — это самый настоящий Чехов.

Последние новости

Еще интересные новости