Челябинская область работает над новым имиджем

С начала двадцатого столетия, с пуска Транссиба, Челябинск начал менять свой облик и статус: от провинциального городка к индустриальному центру. Технологический прорыв первых пятилеток, трудовой подвиг тружеников Танкограда, а после победы организация так называемых закрытых производств Минатома окончательно сформировали имидж области как щита страны, опорного края державы и, увы, ядерной помойки. Сегодня такое представление о Южном Урале не только устарело, считает областная власть, но и мешает успешно развиваться, привлекать инвесторов.

Алексей Бетехтин, министр культуры Челябинской области, рассуждает: «С точки зрения экономики свои стимулы. Земли у нас в области много, практически Франция, а земли не освоены. А моногорода, которые сегодня практически умирают и требуют инвестиций. Инвесторы часто боятся того стереотипа, что у нас загрязненная территория и так далее. И снятие этого барьера могло бы послужить для привлечения инвестора».

А ведь нашей области есть чем привлечь инвестора. Например, туризм. Красивейшие, живописные места, брендовые, как сегодня модно говорить, конечно, хорошо известны южноуральцам. Аркаим — древнейшее поселение, Тургояк — чистейшее озеро, второй Байкал, Ильменский заповедник — уникальная, единственная в своем роде минералогическая кладовая. Если эти уникальные объекты развивать грамотно, продолжает министр, то и расстояния, которыми пугают гостей области, не будут преградой. Алексей Бетехтин говорит: «Расстояние — это не преграда. Преграда — это сервис, развитая инфраструктура того места, куда я прилетел. Адекватность администрации и людей, с которыми я собираюсь работать. Это видно и по тем культурным обменам, над которыми мы работаем. Иностранцы никогда не говорят: «Как далеко вы от Москвы!» Не на санях же ехать, в самом деле! А вот гостеприимство — это то, что ставят во главу угла».

Интерес к российской истории и культуре, ажиотажный во времена падания «железного занавеса», не угас и двадцать лет спустя. И об этом говорили участники перекрестного года России и Франции. Атташе по культуре посольства Франции в РФ Игорь Сокологорский отмечает: «Русско-французский год привлек много людей. Была очень большая публика. В основе этого успеха — многолетняя дружба между Россией и Францией. Все, что меня поразило, — это огромное разнообразие этого года. Было все и на очень высоком уровне».

Кстати, Челябинская область — единственный регион, получивший возможность показать во Франции сразу две выставки. Областной краеведческий музей подготовил экспозицию для музея искусства и промышленности города Сент-Этьен. Она называлась «Советский Урал. История советской бытовой техники 50-х-80-х годов». За три летних месяца ее посетило больше девяти тысяч человек. Сегодня южноуральцы принимают обменную выставку: «Декоративное искусство и гравюра по оружию». Оказалось, что традиция украшать оружие у нас общая. И теперь в одном зале экспонируются работы и французских и златоустовских оружейников. Елена Мурзина, министр экономического развития Челябинской области, сообщает: «Губернатором поставлена задача, что мы должны изменить имидж области на международном уровне. И очень важны такие визиты. Они позволяют донести до жителей других стран, что Урал — это не только черная и цветная металлургия, что Урал — это самые добрые чувства людей. И это замечательные народные промыслы».

Специальную выставку для Франции подготовил и заповедник «Аркаим» совместно с Челябинским государственным университетом. Стоит отметить, что Аркаим уже два десятилетия является яркой визитной карточкой области. Посмотреть колыбель мировой цивилизации приезжают многочисленные российские и зарубежные туристы. Аркаим показывают приезжающим на Урал высоким гостям. Несмотря на большую известность археологического памятника, ценнейшие артефакты впервые пересекли государственную границу России. Во Франции экспозиция разместилась в музее Долины чудес курортного альпийского городка Терне и называется «Аркаим: древнейшие европейцы в степях Урала». Она впервые представляет древнюю историю Зауралья за рубежом. Вдохновителем проекта стал Анри де Люмле — ученый с мировым именем, знаменитый исследователь происхождения человека и ранних этапов его развития.

— Выставка — это огромная работа, это не просто собрать и вывезти экспонаты. Это все скомпоновать, продумать, грамотно представить, собрать материалы. Даже тот же самый отбор вещей у нас занимал большое время. Мы спорили: что брать, что нет. Нам хотелось их поразить, и нам это удалось.

Екатерина Сластухина, директор музея-заповедника «Аркаим», отмечает: «Очень впечатлил их тот факт, что территория Аркаима должна была подвергнута затоплению, и большое количество средств было вложено в строительство плотины. А под давлением общественности и принимая во внимание значение памятника решение было отменено. Для рациональных людей Запада – это свидетельство того, как уважительно в России относятся к наследию. Такие проекты — они, безусловно, влияют на изменение имиджа области. И те, кто на выставке побывал, вряд ли назовут Челябинскую область ядерным щитом, они вспомнят Аркаим.

О том, что именно язык культуры способен открывать границы, говорит и министр экономического развития Елена Мурзина: «Не только искусство, но и туризм. Продвижение через искусство, культуру много даст и для развития экономики, промышленности Челябинской области».

За девять месяцев текущего года поток иностранных инвестиций в южноуральскую экономику увеличился на треть и составил 2,5 миллиарда долларов. И вот свежая иллюстрация. 14 декабря запущена вторая очередь проекта российско-германского предприятия «СМС-Челтек». Совместное предприятие занимается ремонтом и техническим обслуживанием оборудования на металлургических заводах России. Валерий Бодров, президент холдинга «Уральский Инжиниринговый Центр», говорит: «Интерес в том, что мы привозим самые современные технологии. Хотя и самим нужно этим заниматься. Проект многограннее, чем может показаться на первый взгляд. Это не просто ремонт, это комплексное обслуживание». Рената Шимкорайт, генеральный консул ФРГ в Екатеринбурге, добавляет: «В России и в Уральском регионе существует тесное сотрудничество между российскими и германскими предпринимателями. И многим нравится здесь работать. Только для инвесторов важно, чтобы в регионе был контакт с руководством».

Специалисты считают, что на формирование любого нового имиджа уходит в среднем пять лет. Как раз за такой срок наша область должна избавиться от образа малопривлекательного для туристов имиджа и экологически неблагополучного региона, стать инвестиционно привлекательной территорией, на которой можно вести эффективный бизнес, с пользой и удовольствием отдыхать.

Перспектива, что все у нас получится, на этой неделе приобрела вполне конкретные очертания. Авторитетное международное рейтинговое агентство присвоило Челябинской области долгосрочный кредитный рейтинг. При этом учитывались значительные резервы нашей области, низкий уровень долга и способность экономно жить в стрессовой ситуации (в условиях кризиса). Из 22 субъектов России, имеющих подобные кредитные рейтинги, только Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа имеют более высокие показатели. Так что мы на почетном третьем месте.

Последние новости

Еще интересные новости