Челябинский театр драмы открывает сезон премьерой — «Кавказский меловой круг»

Гастроли, фестивали, приезд в Челябинск театра имени Вахтангова и Московского художественного — все это ознаменует юбилейный 90 сезон Челябинского драмтеатра имени Наума Орлова. А начало нового театрального года будет началом знакомства с постановками нового художественного руководителя труппы Линаса Зайкаускаса. «Наташина мечта» — моноспектакль по пьесе ученицы Николая Коляды — Ярославы Пулинович и «Лавина» по произведению современного турецкого драматурга Тунджера Джюдженголу войдут в репертуар театра в постановке Зайкаускаса с октября. А 18 сентября откроет сезон премьера «Кавказский меловой круг» по Брехту.

Во время подготовки этого сюжета к эфиру из челябинского театра драмы пришло печальное известие: не стало Леонарда Варфоломееева. Актер — эпоха, без него невозможно представить не только историю, но и сегодняшний день труппы. Последние аплодисменты в память о Леонарде Варфоломееве прозвучат в понедельник 20 сентября в 11 часов в театре драмы. «Верую»- так назвал Леонард Варфоломеев один из своих бенефисов. Он верил в свой театр. Театру это должно придать сил, чтобы в скорбные дни выйти на сцену с премьерой, а нам — чтобы рассказать об этой премьере.

Опусы немецкого реформатора на челябинской сцене увидишь не часто. «Карьера Артура Уи», в свое время поставленная Вольховским в театре кукол, «Мамаша Кураж» озерских кукольников — вот, пожалуй, и все. В драматическом театре творчество Брехта представлено впервые. Поэтому премьеру «Кавказского мелового круга» челябинская публика ждет с особым нетерпением. А вот для режиссера Линаса Зайкаускаса это уже третья постановка «Кавказского мелового круга». Первые две с успехом прошли в Киеве и Уфе. «Другая немножко сценография, какие-то места старался сделать по-другому. Потому что проходит время, как и человек растет, у него меняются какие-то взгляды, так и режиссер в какую-то сторону развивается и у него что-то меняется», — объясняет режиссер.

В центре истории — жизнь Груше Вахнадзе, которая жертвует всем ради новорожденного ребенка, которого покинула родная мать, в панике бежавшая из мятежного города, не забыв при этом прихватить свои самые дорогие наряды. Преодолев голод и холод, страх, насмешки и унижения, Груше понимает, что ничего дороже этого малыша у нее нет. Однако спустя пару лет настоящая мать предъявляет свои права на сына. Именно эта коллизия интересует постановщика в первую очередь. Общественно-политические мотивы, характерные для Брехта, режиссер сводит к минимуму, значительно сокращая отдельные сцены. Художественный руководитель театра драмы Линас Зайкаускас говорит: «Думаю, что пролог устарел и абсолютно неактуален. Уже исчезли колхозы, исчез оптимизм и так далее. Мне интересней было не социальные, не политические дела, мне интересней человеческие отношения, тема материнства. Я и суд сократил, который Брехтом был написан в социальном, общественно-политическом ключе, оставил главное — материнскую тему».

Знаменитый брехтовский принцип отчуждения также используется режиссером лишь намеком, в построении отдельных мизансцен. В то время как для автора именно эффект отчуждения был основой его эпического театра, инструментом постижения объективной реальности. Челябинские актеры работают вполне традиционно в стилистике российского театра. Возможно, подобный ход оправдывается менталитетом российского зрителя, предпочитающего эмоциональные впечатления интеллектуальным размышлениям. «Мы играем немножечко не по принципу отчуждения все-таки. Получается, что мы стараемся больше проживать эту судьбу», — отмечает Марина Карцева, актриса театра драмы.

В жанровом определении приоритеты автора и постановщика сошлись. Как известно, сюжет пьесы восходит к ветхозаветной притче о царе Соломоне. По мнению режиссера, этот жанр позволяет использовать весь спектр театральных приемов — от трагедийных до фарсовых, что делает спектакль более зрелищным. «Эклектика такая существует, но эклектика, которая, я надеюсь, не выпадает из общей стилистики. Она, как мне кажется, держится в общем контексте и создает какую-то свою определенную форму», — считает режиссер.

В целом спектакль производит впечатление большой, добротно сделанной работы. Стоит также отметить, что в репертуаре театра появился другой спектакль, заметно отличающийся от прежних постановок, заставляющий зрителей думать и спорить.

Последние новости

Еще интересные новости