Джазовое трио Ларса Дупплера — продолжатели традиций Курта Вайля

Челябинцы познакомились с джазовым трио Ларса Дупплера. Молодой немецкий пианист и композитор Ларс Дупплер учился в Кельне и Париже. В 2003 году он получил премию за поддержку джазовой музыки. Но главная заслуга музыканта — создание джазового трио. Исполнители считают себя продолжателями традиций Курта Вайля, автора музыки к знаменитой «Трехгрошовой опере». Для Дупплера, как и для его предшественника, очень важно установить связь с публикой.

Автора музыки к «Трехгрошовой опере» Курта Вайля можно назвать одним из родоначальников джаза. Среди его современников вряд ли кто удостаивался такого внимания со стороны поп- и рок-музыкантов. Майлс Девис, Ник Кейв использовали его стиль в своих композициях. Джазовое трио Ларса Дупплера берет мелодии Вайля в качестве основы для собственных импровизаций. По словам самого Ларса, его главная задача — осовременить музыку Вайля, заставить ее звучать по-новому. Ларс Дупплер, джазовый пианист (Германия), говорит: «В отличие от американских джазменов, мы хотели играть музыку, характерную именно для Германии, выбрать определенные произведения. И Курт Вайль для этого идеально подходит».

Еще в годы учебы Ларс услышал одну из мелодий Вайля в обработке, отыскал оригинал и попробовал сделать собственную аранжировку. Попытка оказалась удачной, а через некоторое время у Ларса появились единомышленники. Исполнитель на контрабасе Маттиас Новак отмечает: «Еще в годы учебы в школе я познакомился с музыкой Курта Вайля, слышал его «Трехгрошовую оперу» и другие произведения. Позже, когда начал играть в трио, это знакомство стало более глубоким».

В концертом зале имени Прокофьева впервые звучали как музыка Вайля, так и трио Дупплера. Переплетение разнообразных мелодий, сложнейшая ритмическая структура, звуковые нюансы позволили музыкантам воссоздать всю гамму чувств: от умиротворения и созерцания до бурного восторга. Музыка первоисточника настолько плотно вплетена в контекст, что уже не воспринимается как знакомые вайлевские зонги. Это что-то совершенно новое. Театральность музыки подчеркивается приемами звукописи, в которых слышны шум дождя, эхо шагов, рассыпающиеся брызги. Исполнитель на ударных Йенс Дюппе признается: «Мы стараемся, чтобы музыка всегда оставалась свежей, чтобы она не устаревала и поэтому пытаемся получить новое звучание, изобрести новые приемы».

В концерте прозвучали не только обновленные вайлевские зонги, но и собственные темы Дупплера, сочиненные под впечатлением от пребывания в Париже, где музыкант некоторое время учился. Сольные импровизации вызвали искренний восторг публики.

После Челябинска музыкантам предстоит выступить в Екатеринбурге, где и завершится их первый гастрольный тур по России. Инициаторами этой акции стали немецкое консульство в Екатеринбурге и культурный центр имени Гете при германском посольстве в Москве. «Я являюсь организатором международного джазового фестиваля в Бишкеке, в Кыргызстане, который проходит уже в четвертый раз, — сообщает Штеффен Лаас, атташе по культуре Генерального Консульства Германии (Екатеринбург). — В рамках программы мы вместе с институтом Алма-Аты пригласили трио Ларса Дупплера. Когда я приехал на Урал работать атташе по культуре, у меня сразу же возникла мысль пригласить эту группу сюда, потому что они отличные музыканты, играют замечательно. И даже те люди, которые не любят джаз, в конце концов станут его поклонниками».

По признанию господина Лааса, Челябинск попал в гастрольный список неслучайно. Это город со своими джазовыми традициями и большим интересом к джазовой музыке. В ближайшем будущем германское консульство планирует провести целый цикл культурных мероприятий в городах Урала.

Последние новости

Еще интересные новости