Французы покажут в Челябинске «Декоративное искусство и гравюру по оружию»

Рыцарский шлем XVII века, старинная шпага, украшенная изысканной гравировкой и инкрустацией. А по соседству — модели платьев от кутюр 60-х годов прошлого века, образцы тканей и шелковых лент, выполненных по заказу ведущих французских домов моды. Около 400 экспонатов из фондов Музея искусства и промышленности города Сент-Этьен будет представлено во французском разделе выставки «Декоративное искусство и гравюра по оружию». Скоро она откроется в областном краеведческом музее.

Многие экспонаты еще не распакованы, витрины полупусты. Но как раз сейчас можно получше рассмотреть раритеты, привезенные из Франции. Это украшенное оружие — охотничье и боевое, гравированные пластины. Предметы с гравировкой на стали являлись признаком привилегированного положения владельца, показателем власти и богатства.

Художник Музея искусства и промышленности (г. Сент-Этьен) Жерар Шомель берет в руки шпагу и отмечает: «Когда мы видим такой мелкий рельефный узор, мы понимаем, что предмет сделан из дамасской стали. Этот рисунок напоминает орнамент ткани. А что касается инкрустации, то техника похожа на ту, в которой работают граверы Златоуста.

Вполне логично, что второй раздел выставки будет посвящен златоустовской гравюре на стали. Чтобы посетители могли ощутить разницу. Кстати, не так давно краеведы Златоуста, работая с архивными документами, обнаружили не только немецкие, но и французские корни: в начале XIX века среди иностранных рабочих-оружейников, приехавших в Златоуст обучать уральцев мастерству, были и французы. Но ученики пошли дальше учителей. «В отличие от западноевропейских мастеров, которые использовали для гравировки иглу, инструменты, которыми наносился рисунок на металле, златоустовские мастера впервые взяли в руки кисть», — рассказывает заместитель директора краеведческого музея Татьяна Палагина.

В свое время Сент-Этьен считался центром велосипедного производства во Франции. В 1888 году здесь был выпущен первый французский велосипед. По словам Жерара Шомеля, он слишком хрупкий, чтобы везти за тысячи километров. В Челябинск решили привезти предметы, которым транспортировка не так опасна. Жерар Шомель говорит: «Конечно, мы привезли желтую майку победителя велогонки «Тур де Франс».

Это самая престижная велогонка мира, во Франции проводится более ста лет. А цвет самой дорогой призовой майки связан с газетой, которая когда-то спонсировала «Тур де Франс»: ее страницы были желтого цвета. Сент-Этьен славится не только производством маек. Начиная с XIX века здесь выпускали ткани, шелковые ленты, тесьму для французских модных салонов. В музее Сент-Этьена хранится коллекция платьев от кутюр 60-х годов XX века. Несколько моделей будут показаны в Челябинске. Сотрудник музея искусства и промышленности (г. Сент-Этьен) Мария Митсижоржис сообщает: «Эти платья были завещаны и переданы в дар музею Сен-Этьена. Поэтому они очень хорошо сохранились».

Похоже, точно такие же платья в советское время носили наши мамы и бабушки: модели очень просты, без особых изысков и украшений. Все дело в тканях, выполненных по заказу французских кутюрье. Татьяна Палагина считает: «Это ткани очень качественные. Рисунок на них разрабатывался именно художниками, которые работают в текстильной промышленности».

В музее Сент-Этьена хранится самая большая в мире коллекция тесьмы и шелковых лент. Их использовали, к примеру, как орнамент на жакетах, куртках. Есть даже книга, изданная в России в 1888 году. В ней собраны рисунки и эскизы, разработанные специально для художников. «Причем, все рисунки выполнены с учетом чисто русских, славянских орнаментов», — подчеркивает Татьяна Палагина.

В соседней витрине будут выставлены образцы шелковых лент, узоры которых сделаны по образцам, представленным в дореволюционном русскоязычном издании.

Последние новости

Еще интересные новости