Худрук мастерской «Бабы» Елена Калужских поставила спектакль «Холодно и горячо»

В основе премьерной постановки — пьеса Фернана Кроммелинка «Холодно и горячо, или идея господина Дома». В свое время бельгийский автор прославился благодаря другому драматургическому опусу — «Великодушный рогоносец». Оба произведения посвящены превратностям любви. Если «Рогоносец» повествует о мужской ревности, то «Идея господина Дома» посвящена причудам женской страсти. Выпуск новой постановки совпал с известием о том, что Елена Калужских возглавила в Челябинской академии культуры и искусств кафедру режиссуры и актерского мастерства.

Современники называли Кроммелинка «сумасшедшим Мольером» и недаром. Автор обожает сгущать краски, доводить антагонизмы до предела и превращать реальность в абсурд. В результате — давно привычное и знакомое приобретает новый, неожиданный смысл. Именно эти качества привлекли челябинских экспериментаторов из мастерской «Бабы». Елена Калужских говорит: «Пьеса меня привлекла и зацепила тем, что в ней вот эта идя — что такое 1936 год — это уже зарождение фашизма и Кромменик, естественно, писал подспудно об этом, что любая идея, доведенная до абсурда, безумна. И переработав пьесу, все политические мотивы оттуда убрав, я уже сосредоточила свое внимание на любви как таковой, что же такое любовь? Любовь — это отдача, или любовь — это сплошное присвоение, иметь или быть?»

Традиционно любовь называют силой, способной возродить человека, сделать его лучше. Но в данном случае автор, а вслед за ним и постановщик, ставят этот постулат под сомнение. Любовь — далеко не всегда жертвоприношение любящего человека, она может проявляться и как эгоистичное чувство, любовь, которая жаждет обладать, присваивать предмет любви, причем любой ценой. После смерти мужа, которого героиня всю жизнь считала скучным, вульгарным и старым, она вдруг узнает, что у него была любовница. И понимает, что ей, беззастенчиво обманывавшей других, суждено самой оказаться обманутой. Актриса мастерской новой пьесы «Бабы» Наталья Сколова рассказывает: «Я хочу вернуть мужа себе. И в чем парадокс — я борюсь за него, как за живого. Мы боремся за труп — в этом вся трагедия персонажа. И поэтому она сходит с ума, потому что это ненормально: ненависть убьет тебя. Ненависть меня убила в конце, убила как? Лишила меня рассудка».

Режиссер, следуя авторскому принципу, еще более сгущает краски — Леона уходит из жизни не по собственному желанию: обманутая служанка убивает ее. Не менее печальной оказывается и участь соперницы. В челябинском варианте и ее любовь оказывается обреченной. Таким образом, постановщик доводит абсурдную идею до предела — сознательно запустив машину разрушения уже никто не в силах ее остановить. Анна Кузнецова, актриса мастерской новой пьесы «Бабы», думает: «Что моя героиня покончит жизнь самоубийством, потому что сама она жить без него, она просто не сможет, и с кем-либо другим тоже это невозможно, но она уже не будет рядом с ним».

Столь мрачное содержание пьесы заключено в форму французской бульварной комедии, именно в этом русле буквально до последнего момента происходит развитие сюжета, что и позволило режиссеру решить жанр спектакля как «домашнее кабаре». Жанр обозначен лишь визуально — на сцене четыре высоких стула, за которыми обычно сидят посетители у стойки бара, и полное отсутствие других декораций. По замыслу режиссера-постановщика жанровое направление должны создавать музыкальное оформление и необычайно яркие костюмы. «Это тоже из разряда кабаре, так скажем. Это первое и второе — каждый образ — он решен. То есть ничего случайного здесь нет. Начиная от подбора цветовой гаммы, ткани, затем фасон, естественно, количество сеток и кружев, все вымерено до миллиметра», — отмечает Елена Калужских.

И вновь «Бабы» оказались верны экспериментальному формату — в очередной раз сыграть пьесу о любви без мужчин. Правда, пришлось вымарать из оригинала все сцены с участием мужчин, углубив при этом характеры героинь. В результате стандартная пьеса превратилась в одноактный спектакль, где смешались воедино театральная условность, метафоричность и символизм.

Последние новости

Еще интересные новости