Как ЧТЗ жил в годы войны

18 тысяч боевых машин и 48,5 тысяч танковых двигателей – это рекорды Танкограда, которые заставляют вздрогнуть даже спустя почти 70 лет после Победы. Второе имя Челябинска до сих пор известно на весь мир. Но какой ценой тылу давалась помощь фронту? Как ЧТЗ жил в годы войны? Об этом – в очередной серии федерального проекта “Здесь тыл был фронтом”. 

Ее руки все помнят, будто и не было этих семидесяти с лишним лет. Во время войны на Челябинский тракторный завод (тогда – уже Кировский) Елизавета Крюкова пришла совсем девчонкой. Ей, как и многим танкоградцам, было всего пятнадцать, а выглядели они вообще едва ли на десять – плохо росли из-за страшного голода. Те, кто ковал Победу в тылу, часто даже не знали, что они делают – не было времени спросить. О выпуске новой модели танка догадывались, когда менялась форма деталей. “Научили меня ставить самые большие обороты – и пошел. Я сначала 300 процентов выполняла потом и 1000 процентов и больше”, – вспоминает Елизавета Крюкова, ветеран Челябинского тракторного завода. 

Население города за время Великой Отечественной увеличилось в шесть раз за счет эвакуированных – на ЧТЗ разместили предприятия из Харькова и Ленинграда. Свидетель той страшной войны и каких-то нечеловеческих достижений Танкограда – электрический мостовой кран – переехал в Челябинск в 41-ом. Он грузил агрегаты танков и до сих пор используется как вспомогательный. Цех, в котором собирали танки, тоже еще жив. “Вставали, вот тут умывались, – показывает Иван Грабарь, бригадир комсомольской фронтовой бригады Танкограда. – Такие маленькие кусочки мыла были. И кипяточек, наш дружочек, был. Он нас спасал. Кипяточек, горбушка оставалось. Согрелись – и работать”. 

Он рассказывает в таких мельчайших подробностях, что воображение само рисует картинки из прошлого. Как по железной дороге сюда завозили корпуса танков и собирали по частям; как танкоградцы работали по восемнадцать часов в сутки, спали на полу в красном уголке или прямо в танках. Как было физически и морально тяжело. Но Танкоград, как говорит Иван Грабарь, научил их жизни. “Мы все старались под девизом “Все для фронта! Все для победы!”. И я нисколько не жалею, что нам было так трудно, потому что мы победили”, – говорит Иван Грабарь.

Сегодня у челябинских танков мирная миссия: участвовать в Параде и быть памятниками Великой Победе. К ее 70-летнему юбилею нескольким боевым машинам ЧТЗ присвоят имена их создателей. 9 мая “Трашутин”, “Балжи”, “Исаков” и “Троянов” на глазах у всего города гордо прошествуют по площади Революции.

Последние новости

Еще интересные новости