Костромской театр кукол привез на фестиваль «Ковчег» чеховского «Медведя»

История Костромского театра кукол началась в 1936 году. Сначала у труппы не было здания. Но постепенно появились свой дом и мастерские. Сегодня с труппой работают известные режиссеры-кукольники. Владимир Бирюков поставил чеховского «Медведя», который и был представлен зрителям фестиваля «Ковчег».

Это спектакль для взрослых – очень камерный, чеховский по интонации и созданной атмосфере. И очень неожиданный. Он идет под фонограмму, герои говорят голосами известных драматических артистов: вдовушку с ямочками на щеках озвучила Оксана Мысина, нестарого помещика – Сергей Гармаш, слугу Елены Ивановны – Камиль Тукаев. И сами куклы художника Виктора Никоненко чем-то похожи на артистов. Так задумал режиссер Владимир Бирюков, один из самых востребованных режиссеров-кукольников не только в России, но и за рубежом. «Мне казалось, что Чехова должны играть очень хорошие артисты», – говорит Владимир Бирюков.

Решение несколько неожиданное, и актеры костромского театра кукол не сразу его приняли. Но работа столичных звезд, сделанная тонко, талантливо, все же покорила опытных кукловодов. Они попытались через пластику кукол передать оттенки чувств, вложенные в интонации звучащих голосов. Например, помещицы Поповой – Мысиной. «Я как актер, который управляет куклой, должна эмоции, которые Оксана вложила в эту роль, ее чувства, ее переживания, ее ярость, ее любовь, не повторить в кукле, а присвоить их», – рассуждает Татьяна Булдакова, актриса Костромского театра кукол.

Чеховская история-шутка рассказывается как бы шепотом, вполголоса. Крошечное поместье как на ладони. И ощущение тишины, доверительности, к сожалению, достаточно редкое на театральной сцене, не проходит даже когда герой Сергея Гармаша яростно кричит. Искренний разговор, считает режиссер, не может происходить на площади. «Публичное существование любовной страсти не для меня, – признается Владимир Бирюков. – Это другой жанр. А такое тихое, пронзительное, нежное, глубокое и страстное по напряжению, я думаю, должно происходить в очень малом пространстве, когда встречаются мужчина и женщина и имеют возможность выяснить свои отношения».

Как выяснилось, Костромской театр специализируется на тростевых и перчаточных куклах. Марионеточных спектаклей в его репертуаре никогда не было. Чтобы научить актеров управлять марионетками, в Кострому на мастер-класс была приглашена Элина Агеева – виртуоз марионеточного искусства. «Она нам сказала: «Обучить кукловождению марионетки нельзя – ее надо чувствовать», – вспоминает Татьяна Булдакова.

Татьяна волнуется: в поместье ее вдовушки пол должен быть начищен до блеска, чтобы в порыве страсти платье не зацепилось. Ведь все же главная тема спектакля, несмотря на жанр водевиля, – это любовь. «Очень важно, чтобы внутренний озноб сердечный, он не был твоим. Чтобы через куклу он дошел до зрителя», – говорит Татьяна Булдакова.

Последние новости

Еще интересные новости