«Мамашу Кураж» выдвинут на соискание премии «Золотая маска»

В течение недели челябинские зрители увидели три работы озерского театра «Золотой петушок» — две детских сказки и постановку для взрослых — спектакль по пьесе Брехта «Мамаша Кураж и ее дети». Премьера состоялась в октябре прошлого года и стала настоящим событием не только для Озерска, но и для всей театральной России. Эту постановку театр планирует выдвинуть на соискание премии «Золотая маска».

Дерзкую идею поставить «Мамашу Кураж» предложил озерскому театру студент-дипломник Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства Алишер Багамедов. Дело в том, что знаменитая пьеса Брехта прежде никогда не ставилась в кукольном театре. К тому же доверить эксперимент студенту-дипломнику было довольно рискованно. Однако в театре идея понравилась и была поддержана. «Постановщика привлекла тема войны, которая вечна и бесконечна, — объясняет руководитель озерского театра «Золотой петушок» Борис Макаров. — Он сам из Дагестана, вырос в период бесконечных войн вокруг и внутри, и для него это больная тема очень. Мы посчитали, что тема на сегодня довольно острая — тема войны, тема людей на войне, в этом вопросе мы с ним солидарны, идея постановочная осталась вся в спектакле».

Как признается Борис Макаров, работа шла сложно. Больше года длились репетиции. Как первооткрывателям, актерам пришлось работать методом проб и ошибок: постигать специфику брехтовского метода отстранения и пытаться совместить ее со спецификой кукольного театра. Борис Макаров говорит: «Во-первых, драматургия сложная, во-вторых, очень много текста. Должен быть высокий уровень мастерства, чтобы кукла могла «тянуть» такой большой объем текста. В этом — главная сложность».

Труппе удалось найти свой подход к столь сложному произведению. Прием отстранения, провозглашенный Брехтом, оказался идеальным для кукольного театра, когда актер и кукла предстают то как единое целое, то как разные персонажи. Знаменитые брехтовские зонги в зависимости от действия привносят долю иронии или скепсиса, не позволяя актерам и зрителям перейти ту грань, где заканчивается театр и начинается реальность. Актер озерского театра кукол «Золотой петушок» Антон Семавин отмечает: «Здесь все так грамотно переплетено — и живой план, и кукольный. Живой план он разбавляет, тяжело все смотреть в куклах, и живой план выходит и как-то сближает со зрителем».

В спектакле удивительно ровно выглядят все актерские работы, хотя как правило, основная ставка делается на мамашу Кураж, все остальные роли на ее фоне кажутся бледнее. В данном случае все образы получились объемными, с яркой характерностью, несмотря на то, что актерам приходится играть сразу по несколько ролей. И спектакль сразу же приобрел объем, превратившись из частной истории о мамаше Кураж и ее детях в настоящую сагу о войне.

Спектакль уже получил высокие оценки не только челябинской публики и критиков. Работа была представлена экспертному совету премии «Золотая маска» и была рекомендована к номинации.

Последние новости

Еще интересные новости