Новые грани творчества Владимира Сафронова

Выставка живописи в Санкт-Петербурге в очередной раз представила зрителям северной столицы творчество южноуральца Владимира Сафронова. Именно в этом городе челябинский живописец родился и посещал курсы в Академии художеств. Позже, когда Владимир Сафронов стал членом челябинской организации Союза художников России, его связи с Санкт-Петербургом сохранились. Об этом и других фактах творческой биографии Владимира Сафронова – сюжет с участием искусствоведа Елены Шипицыной.

Возможность углубиться в творчество ушедшего из жизни Владимира Сафронова у Елены Шипицыной появилась полтора года назад. Тогда с просьбой обратить внимание на его работы к ней обратились наследники художника. Решающим моментом, по признанию Елены Шипицыной, стал тот факт, что она хорошо знала Владимира Сафронова как художника книги. “Именно с этой темы я стала изучать творчество художника. Но к своему удивлению, я по-новому взглянула на его живопись. Оказалось, что очень много интересных работ он по разным причинам не показывал”, – говорит искусствовед Елена Шипицына.

Владимир Сафронов обладал врожденным качеством цветовой гармонии и цветового ритма. Вероятно, отмечает искусствовед, еще в Ленинграде он открыл для себя и испытал влияние живописи I половины XX века. Минувшей осенью Елена Шипицына приняла участие в организации выставки художника “Портал воображения”. По ее мнению, язык нефигуративного искусства – это и есть своеобразный портал воображения художника. В последние годы жизни Владимир Сафронов как будто освободился от зависимости литературных сюжетов. “Я говорю об этом специально, так как он был художником книги, а художник книги находится в плену когда находятся в плену литературных заданностей сюжета. Очень радостно было увидеть, что он вышел из этой зависимости”, – делится Елена Шипицына.

В последних работах из серии о Дон Кихотах его герой – скорее символ, нежели литературный персонаж. Он носитель чувства, определенной идеи или мысли. На выставке “Портал воображения” впервые зрителям были представлены коллажи Владимира Сафронова, посвященные периоду языческой Руси. Но к этой, популярной в 2000-е годы теме, художник подошел оригинальным образом. “Он обратился к материалу коллажа из рваной бумаги. Материалу довольно необычному для нашей художественной практики, но удивительно уместному, когда речь идет об образах далекого прошлого. Это как обрывки памяти”, – отмечает Елена Шипицына.

Сочетая разные бумажные фактуры, Владимир Сафронов создал галерею образов языческих богов и передал разные коллизии взаимоотношений между ними. Эта манера, по мнению Елены Шипицыной, перекликается с европейской практикой: вспоминаются коллажи Пикассо или Матисса. “Использовали такую технику в сюжетах о Древней Греции. Или знаменитые сюжеты Пикассо, связанные с корридой”, – поясняет Елена Шипицына.

В следующем году Елена Шипицына планирует подготовить выставку живописи Владимира Сафронова из цикла библейских и античных мифов. Хотелось бы также показать и графику художника. Возможно, признается искусствовед, это будет цикл экспозиций, которые перешагнут пределы Челябинской области и отправятся по другим городам России.

Последние новости

Еще интересные новости