«OkNo» представляет ретроспективную выставку «Африканского клуба»

Три художника – Борис Чернышев, Андрей Замятин и Евгений Демченко – в конце 80-х годов прошлого века поставили перед собой задачу разнообразить и оживить художественную жизнь Челябинска. Так появилось творческое объединение «Африканский клуб». Первая выставка состоялась в мае-июне 1988 года и сразу привлекла внимание публики непривычными по форме и содержанию произведениями. И вот в галерее «OkNo» вниманию зрителей предложена ретроспективная выставка «канонических» работ художников-основателей «Африканского клуба».

Не мыслить традиционно, не мыслить шаблонно. Раскрасить город с его суровым климатом и гигантами индустрии в яркие цвета. Художник может преобразовать окружающую реальность с помощью искусства. Именно эти положения изложены в манифесте «Африканского клуба». Обозначив круг идей и принципов, художники с энтузиазмом приступили к их реализации. А импульсом зарождающегося движения стали удивительно сочные и яркие по колориту полотна Андрея Замятина на африканскую тему. Он признается: для него «черный» континент – это некий щит, заслон, для защиты от серой действительности. «Запах кофе – сильные ощущения, – говорит художник Андрей Замятин. – Яркое солнце, оранжевый мячик. У меня сразу же пошли ассоциации с Африкой. Или что-то с юмором возникает. Я сразу вспоминаю Африку, чувствую себя в своей тарелке, и все прекрасно».

Совершенно по-разному сложились судьбы художников из «африканской троицы». Андрей Замятин, как замечают искусствоведы, словно ушел в подполье и создает нечто в духе андеграунда. А Евгения Демченко уже нет в живых. «Это было воплощение такого маргинального художника, – вспоминает Светлана Шляпникова, арт-директор галереи «OkNo». – Его не стало в прошлом году. Свой образ существования он не изменил с конца 80-х годов. И мало кто о нем может что-то сказать как о человеке, его биографии, о его близких. Все говорят о том, что Женя говорил только об искусстве».

Евгений Демченко не имел специального художественного образования. Он любил работать с металлом и деревом. Его арт-объекты – это всегда абстракция. И этому принципу мастер не изменял и в конце 80-х годов, и в начале нового века. Борис Чернышев – единственный из художников стал по-настоящему известен в Челябинске. Его живописные образы всегда доведены до максимальной степени обобщения. Особенно известна серия «Африканский Алфавит». «Мотивы какие-то берутся из окружающей жизни: растительность, животные, птицы, флора и фауна. И так они зашифровываются, обобщаются, что получаются узоры, орнаменты», – объясняет художник Борис Чернышев.

Пока еще трудно дать оценку сделанного «Африканским клубом». Безусловно, творчество Бориса Чернышева, Андрея Замятина и Евгения Демченко в какой-то степени всколыхнуло на исходе XX века культурную среду Челябинска. Но на вопрос, есть ли у нас достойные продолжатели экспериментов «африканской троицы», однозначного ответа нет.

Последние новости

Еще интересные новости