«Отражения» Чехова вне времени

Идут последние приготовления к премьере одноактных спектаклей на музыку Рахманинова и Чайковского в Челябинском театре оперы и балета. Откроет вечер балета Второй фортепианный концерт Сергея Рахманинова, решенный средствами классической хореографии. После антракта на сцену выйдут чеховские героини: Анна Сергеевна из «Дамы с собачкой», Ольга, Ирина и Маша из «Трех сестер», Нина Заречная — «Чайка».

Если первый спектакль был поставлен пять лет назад сначала в США, потом в Донецке, то балет «Чехов. Отражения» исполняется впервые. Не только в Челябинске – в мире. Над постановкой работали дирижер Роман Калошин, сценограф Антон Сластников. Костюмы шили в Москве по эскизам челябинской художницы Елены Сластниковой. Автор проекта – руководитель балетной труппы Константин Уральский. Сегодня, 24 июня, после премьеры хореографа поздравят с 50-летием.

Чехова ставить трудно. Казалось бы, простые истории, трогательные персонажи, очерчено время действия – лет сто тому назад. Но кто знает, как на самом деле жили и думали чеховские персонажи… И почему у них — точнее, у Чехова, все так сложно? Если не считываешь подтексты, если не отражаешь всей глубины и деликатности внутренних переживаний героев, то все, что происходит на сцене, становится скучным и старомодным. Тем более в балете. Челябинские постановщики, не увлекаясь копированием эпохи, делают спектакль вне времени. На сцене почти нет декораций, явных исторических подробностей, попытки пересказать Чехова. «Конечно, я отталкивалась от эпохи, – рассказывает художник по костюмам Елена Сластникова. – Все равно, линии, крой – все тонко, на нюансах. Только детали исторические – шляпки, пуговки».

Костюмы стилизованы, выдержаны в черно-белой и охристо-золотистой гамме. Но героини узнаваемы: романтичная, летящая Анна Сергеевна, три сестры, «закованные» в длинные черные юбки, нервная и в то же время нежная Нина Заречная. Она, как и Аркадина, – отражение декаданса. «Все только легких натуральных шелках, – отмечает Елена Сластникова. – И трикотаж, конечно. Все это так тонко. Чтобы пластику не сковывало, летело, двигалось, плыло».

В этом балете все сконцентрировано на деталях, полутонах и нюансах. Декорации условны, но есть «чеховские островки», как того хотел хореограф. Вот Нина Заречная представляет спектакль Треплева, вот чаепитие в усадьбе Прозоровых, вот «Дама с собачкой»? «Островки» чеховских пьес узнаваемы, двигающиеся кулисы – не просто фон, они создают впечатление танца. Здесь все говорит о Судьбе, о женской душе – изменчивой, хрупкой, любящей, изломанной. Эти нюансы и полутона есть и в звучании оркестра под управлением Романа Калошина. «Именно из деталей создается качество, – уверен хореограф Константин Уральский. – Нам очень важно передать чеховскую атмосферу в сегодняшнем современном мире. Более 100 лет спустя. Как его герои существовали реально».

Не временем создания определяется современный балет. Если он понятен сегодняшним зрителям, если танец заставляет волноваться и сопереживать, значит, постановщики все сделали правильно.

Последние новости

Еще интересные новости