«Пространства общения» старика Букашкина

Старик Букашкин из Екатеринбурга. Галерея современного искусства «OkNo» знакомит челябинцев с трудами одного из самых известных представителей уральского андеграунда. Выставка называется «Пространства общения».

«Слезятся маленькие глазки у крокодильчика без ласки», «Коза полюбила козла, в том нет никакого зла». Такие стихи, иллюстрированные забавными картинками, можно было встретить на заборах, помойках и гаражах Екатеринбурга, а также на расписных досочках, которые с песнями и плясками дарили прохожим веселые люди в 80-90-е. И зачинщик всего этого — признанный Народный дворник России и Народный старик, художник-концептуалист Евгений Малахин, больше известный под псевдонимом Букашкин.

«Он известен многим не только как художник, — отмечает Марина Соколовска, куратор выставки. — В силу особенностей своего искусства известен как примечательный горожанин, человек, который ходит по улице в каком-то выцветшем старом пальто, совершенно необычном наряде, выступает на городских площадях, увешан какими-то молодыми девицами, которые заглядывают ему в рот и слушают, что он говорит. Это был человек, который организовывал вокруг себя людей».

В Екатеринбурге Букашкин — личность культовая. Его называют самым экстравагантным городским художником. Он писал стихотворения, прозу и картины. Позже ему понравилась идея антиалкогольных плакатов. В 90-е годы Букашкин с единомышленниками увлекся изданием авторских книг. Одна из книг старика Букашкина — детская сотня. Книга «эзоповско-сравнительная, намечательная, замечательно-примечательная, основательно рисовательная и хорошая». Сотня прописных истин. Так, некоторые из них: «лучше руки умывать, чем болезни наживать», «лучше хороводы водить, чем с дубинками ходить» и антиалкогольная «понятно даже для котят, что пить нельзя пять дней подряд».

В рукодельных деревянных и бумажных отпечатанных в типографии книгах Букашкин пытался вернуть осмысленное отношение к слову, не допуская двоякости в понимании. Однако и сейчас на такие, казалось бы, однозначные выражения, фотографии, картины люди, первый раз взглянув, не знают, как и реагировать. «Сразу сложно сказать, какое создалось впечатление, — считает Александр Сапожников, посетитель. — Потом какое-то время пройдет, и станет ясно, что надо так, а не иначе».

История оборвалась в 2005 году, когда художник умер из-за осложненной формы гриппа. Большинство картинок утеряно, а разрисованные гаражи уже снесены. Но идеи «народного дворника» живы. В Екатеринбурге создано арт-движение, которое создает фрески в стиле старика Букашкина на домах и заборах.

Последние новости

Еще интересные новости