Страсти по ЕГЭ, или Эксперимент продолжается


ЕГЭ – спасательный круг для системы образования или камень на ее шее? Уже выросло целое поколение учеников, которые не сдавали письменных и устных экзаменов, только заполняли бланки. Как это повлияло на них, и как это отразится на будущем страны? Почему возродили итоговое сочинение и хотят вводить обязательный диктант по географии, каким, наконец, ЕГЭ будет в ближайшем будущем. За и против единого государственного экзамена в новой серии документального проекта “Уральский спецкор”.

В этом году российские школы заканчивают ученики, которые не знают, что такое система образования без единого госэкзамена. Страшное слово из трех букв – ЕГЭ – стало для них безоговорочной данностью с самого первого класса.

В челябинской гимназии №48, как и во всех других школах области, 3 декабря звонки не звучали. Уроки были отменены. Для всех отдых, а для этих ребят один самых важных дней в жизни. Тринадцать тысяч южноуральских одиннадцатиклассников написали итоговое сочинение – первый серьезный экзамен в их жизни. По его результатам учеников будут допускать или же не допускать до единого госэкзамена. Абсолютно все южноуральские школьники начали писать сочинение ровно в 10 утра – ни минутой раньше, ни минутой позже. На то, чтобы грамотно и четко выразить свои мысли по поводу литературы, у них есть 235 минут.

Вход в класс только по документам. С собой ручка, паспорт и вода. Никаких телефонов. Везде дежурные учителя, выходить из аудитории только по одному. Но и в таких суровых условиях школьники находят время пошутить: пока не объявили темы, ребята гадают по орфографическому словарю.

Темы не известны, по защищенному каналу перечень приходит в школу за 15 минут до экзамена. Впрочем, примерные направления ученики все-таки знают: их сформулировала Наталья Солженицина. Жена писателя возглавила совет по вопросам проведения итогового сочинения. “Недаром помнит вся Россия…”, “Вопросы, заданные человечеству войной”, “Человек и природа в отечественной и мировой литературе”, “Чем живы люди?” и “Спор поколений”. “Мы начинаем очень трудный процесс, однако очень необходимый. Мнений по тому, как это делать, очень много разных, но я ни разу не слышала мнения, что возвращать сочинение в школу не нужно”, – говорит Наталья Солженицына, председатель Совета по вопросам проведения итогового сочинения при МОиН РФ.

По словам Жени Черепановой из 11 “Б”, последние несколько недель вся школа только и живет, что этим сочинением. О том, что все будут писать его в обязательном порядке, выяснилось относительно недавно, и времени подготовиться было катастрофически мало. “Пришлось на несколько недель забыть о подготовке к Единому государственному экзамену и направить силы только на сочинение”, – делится Евгения Черепанова, ученица 11 класса.

Находиться в кабинете да и вообще на этаже во время написания сочинения съемочной группе южноуральских “Вестей” не разрешили: такие правила. Проверять работы будут школьные преподаватели литературы и русского. Правда, те, которые у ребят не ведут. Одна из этих учителей, Наталья Халитова, считает, что такая творческая работа гораздо лучше показывает знания, чем тест. “Содержание должно соответствовать заявленной теме. Ребята должны опираться на литературный материал, когда они будут доказывать свою точку зрения. И, конечно, грамотность, культура речи – все это тоже будет учитываться”, – подчеркивает Наталья Халитова, учитель русского языка и литературы гимназии №48 (Челябинск) .

Итоги 3 декабря в пресс-центре ГТРК “Южный Урал” подвел министр образования Челябинской области Александр Кузнецов: “Десять дней по регламенту нам дается на то, чтобы проверить тринадцать с небольшим тысяч сочинений, которые были написаны в Челябинской области. По истечении этого срока будут данные, причем не только в бумажном виде. Их отсканируют, они поступят в базу данных федеральную. И к этой базе смогут обращаться вузы, которые будут отбирать себе абитуриентов, в первую очередь на гуманитарные специальности”.

Такой возврат сочинения в список обязательных экзаменов рассматривается некоторыми специалистами как предвестник возрождения старой школы. Эксперт по образовательному законодательству при комитете по образованию Государственной Думы РФ Людмила Редько считает, что “это попытки исправить ситуацию, которую создавали длительное время”. Она уверена, что в том виде, в котором он есть сейчас, ЕГЭ долго не просуществует. Собственно, соответствующие правки в закон об образовании вносятся ежегодно. По ее мнению, современная система не дает знаний, а учит сдавать экзамен: “У сегодняшнего поколения сформировалось представление о том, что главное – сдать, не главное – выйти человеком, имеющим представление о мире, о законах, по которым мир развивается, по которым люди взаимодействуют с обществом, государством, а оно в свою очередь взаимодействует с этими людьми. Эти предметы, которые ребенок не выбрал, они не просто не главные, они ему просто не нужны”, – заявляет Людмила Редько.

У ЕГЭ всегда было множество противников, и сейчас они говорят о прекращении затянувшегося эксперимента. Основной довод оппонентов госэкзамена – в результате перехода от полноценного экзамена к тестам исключается развитие способности к доказательству и формированию правильного ответа, страдают логические и мыслительные навыки в целом, а также творческое и рациональное начало. В своем интервью в новом проекте ГТРК “Южный Урал” “Без купюр” доктор филологических наук, профессор Марина Загидуллина поделилась мнением, что в цифровую эпоху, когда дети общаются с компьютером с двух лет, ЕГЭ не особо влияет на когнитивные способности. “Те дети, о которых вы говорите, кто пришел уже при ЕГЭ – они же “диджитал-нейтивс”, они же и родились оцифрованными, если можно так сказать. У них другая система мышления, чем у вас, чем у меня. И ЕГЭ для этих детей, для их становления – это ничто. Когда я работала в школе, я ходила на так называемую медальную комиссию. Кто искал в этих сочинениях душу ребенка? В этих сочинениях? Его устремления? Точно так же все было заорганизовано. А в ЕГЭ это спрессовалось, стало еще более заорганизовано, я с вами согласна”, – говорит Марина Загидуллина.

Автор идеи итогового сочинения Владимир Путин никогда не причислял себя к защитникам или противникам системы ЕГЭ. Неоднократно в своих интервью и выступлениях он признавал, что у системы есть ряд плюсов и минусов. Впрочем, из его речи перед Советом Федерации, можно заключить, что избавляться от нее полностью наша страна не будет. “Отмечу, что ЕГЭ помог семьям из отдаленных поселков и с малым достатком поступить в лучшие вузы страны. Талантливые дети – это достояние нации”, – подчеркнул президент.

ЕГЭ не исчезнет, но то, что образование ждут очень большие перемены, можно сказать определенно точно. Так, на заседании Русского географического общества Владимир Путин предложил проводить географический диктант, по аналогии с тотальным диктантом по русскому языку. Это ежегодная образовательная акция, призванная привлечь внимание к вопросам грамотности и развить культуру письма. Вслед за президентом Сергей Шойгу предложил сделать этот диктант обязательным для всех выпускников в нагрузку к ЕГЭ и сочинению: “Позволю себе пойти немножко дальше и предложить Министерству образования ввести географию в качестве обязательного предмета государственной итоговой аттестации”.

А после выступления Путина перед историками заговорили об обязательном диктанте и по этому предмету. Сейчас, когда речь идет о ЕГЭ, чаще всего имеют ввиду только тестовую часть экзамена, раздел “А”, где ученик выбирает из нескольких вариантов верный. Про еще два усложненных раздела – часть “Б”, открытый тест без вариантов ответа, и “Ц”, где нужно решить задачу или же написать небольшое эссе, противники, как правило, забывают. Министр образования Дмитрий Ливанов заявил о том, что с 2015 года в ЕГЭ не будет тестовой части “А”: “Часть с выбором ответа будет поэтапно исключаться из заданий. При этом важно, чтобы мы двигались плавно, без резких движений, чтобы школа, учителя и ученики адаптировались к этим изменениям”.

Хотя ЕГЭ – это не самая большая беда российского образования. По сути, это всего лишь инструмент, который позволяет анализировать качество обучения, а вот как раз оно-то и страдает. Гораздо более серьезным вопросом сегодня становится подготовка квалифицированных педагогов.

    87

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще интересные новости