В Челябинске проходит II Международный конкурс пианистов имени Станислава Нейгауза

В рамках II Международного конкурса пианистов имени Станислава Нейгауза в Челябинской государственной академии культуры и искусств проходят мастер-классы известных музыкантов. Первым открытый урок провел лауреат международных конкурсов, президент Рахманиновского общества в Германии, профессор Веймарской академии музыки Григорий Грузман. Более трех часов длился мастер-класс народной артистки СССР, профессора Московской и Мюнхенской консерваторий, лауреата Международного конкурса имени Чайковского Элисо Вирсаладзе. И своими знаниями с коллегами-музыкантами поделился заведующий кафедрой специального фортепиано Будапештской академии музыки имени Листа Балаш Соколаи из Будапешта.

Балаш Соколаи посвятил свой мастер-класс работе над ля мажорным концертом для фортепиано с оркестром Моцарта. Провести урок со студенткой маэстро помогает переводчик. Но главный связной — музыка. Как разбирать произведение и на что стоит обратить внимание в первую очередь. Как слушать музыку, и с чего начинать работу. У челябинцев редкая возможность увидеть, как эти вопросы решает пианист и педагог с мировым именем. Самому музыканту в течение двух дней уже удалось прослушать большую группу конкурсантов. Заведующий кафедрой специального фортепиано Академии музыки имени Листа (Венгрия) Балаш Соколаи говорит: «Я бы хотел пожелать участникам, в первую очередь, терпения в достижении поставленной цели. Пианист — особая каста музыкантов. В отличие от исполнителей, которые выступают в ансамбле или оркестре, искусство пианиста — на виду у публики. Чтобы добиться высот в сольной карьере, необходимо многое. Непременное условие — каждодневный труд».

Члены жюри конкурса пытаются обобщить впечатления первого тура. Сюрпризы были, рассказывает, Григорий Грузман, как в ту, так и в другую сторону. Ожидания, связанные с конкурсантами из Москвы, к примеру, не совсем оправдались. «Для меня не сюрприз — Казань, — делится профессор Веймарской академии музыки, лауреат международных конкурсов (Германия) Григорий Грузман. — Там, я знаю, сильная школа. Оттуда нередко приезжают хорошие пианисты».

На этот раз, чтобы поддержать молодых исполнителей, ко второму туру жюри допустило чуть больше участников, чем предполагалось. Как в любом конкурсе, главное — разглядеть искру таланта. А это непросто, признается Григорий Грузман. Точной науки нет: каждый слышит по-своему, существуют разные пианистические школы. И все же есть вещи незыблемые. «Например, нотный текст и серьезное отношение к нему. Необходимо счесть все послание композитора и по-своему его изложить. Также ритмические параметры, ощущение формы, стиля. Так, Скрябин, сыгранный в стиле Шопена, будет засушенным. А Шопен в стиле Скрябина может получиться даже смазливым», — отмечает Григорий Грузман.

Первый тур можно считать своеобразным тестом: как конкурсант владеет культурой исполнения классического произведения, слышит полифонию, насколько преуспел технически. Далее конкурс переходит в свой главный этап. Заведующий кафедрой специального фортепиано РАМ имени Гнесиных (Москва) Владимир Троп рассказывает: «Дальше начинается интересный этап, когда есть возможность выйти за рамки условий, быть в какой-то степени свободным. Показать свое дарование во всю силу».

Владимир Троп на Урале был неоднократно, участвовал в судейской коллегии и I Международного конкурса имени Станислава Нейгауза в Челябинске. Творческие состязания необходимо проводить в разных уголках России, убежден музыкант. «Это каждый раз оправдывало выбор места. Конечно, далеко от Европы, но каждый раз желающих становится приехать все больше. И приезжают хорошие музыканты», — говорит Владимир Троп.

Второй конкурс имени Станислава Нейгауза продолжается. С самого утра до глубокого вечера в зале Прокофьева выступают участники, прошедшие во второй тур. Заключительный концерт лауреатов конкурса и награждение состоится 13 ноября.

Последние новости

Еще интересные новости