В Челябинском камерном театре прошел марафон, посвященный творчеству Фассбиндера

В Камерном театре в течение двух дней проходил марафон, объединивший театральное искусство и кинематограф. Фестиваль «Страх съедает душу» был посвящен творчеству известного немецкого режиссера-классика Райнера Вернера Фассбиндера, 65-летие которого отмечают в этом году. Челябинцы увидели четыре киноленты Фассбиндера разных лет, а также впервые познакомились с драматургическим материалом этого незаурядного автора на читке пьесы «Кофейня».

Райнер Вернер Фассбиндер. Он умер в возрасте 36 лет от передозировки смеси кокаина, снотворных таблеток и алкоголя, которые всю жизнь поглощал в немеренных количествах. Он не смог поступить в Берлинский институт режиссуры, что не помешало ему создать самую знаменитую в стране театральную труппу. Его первый фильм «Любовь холоднее смерти» с треском провалился на Берлинском кинофестивале 1969 года и был осмеян критиками. Тем не менее он умудрился семь раз стать лауреатом Государственной премии ФРГ. Он считается легендой мирового кинематографа.

За свою весьма короткую жизнь режиссер успел снять 43 фильма, сделать более 30 театральных постановок и завоевать титул основателя новой немецкой волны. Несмотря на все свои достоинства и откровенно негативное отношение к современному буржуазному обществу, фильмы мастера редко появлялись на советских экранах. Из всего творческого наследия автора в России наиболее известны «Лили Марлен» и «Замужество Марии Браун». С драматургическими произведениями Фассбиндера российский зритель знаком еще меньше. Кинотеатральный марафон, организованный немецким Фондом имени Боша позволил челябинцам узнать об этой незаурядной личности несколько больше. Представитель Фонда Боша (Германия) Оливер Фриске говорит: «Идея была, потому что у него в этом году юбилей. Он был нонкомформист и у него был специальный кинематографический язык. Он все критиковал прямо, он ничего не фильтровал».

В рамках показа челябинцы увидели четыре фильма Фассбиндера: «Лили Марлен», «Катцельмахер», «Страх съедает душу», «Сатанинское отродье». Несмотря на совершенно разное стилистическое решение, работы объединяет резко критическое отношение к устройству и нравам общества. Фассбиндер создал сложный, но на удивление убедительный язык: он критиковал общество при помощи китча, шокировал зрителей, пренебрегая условностями, что в 70-е годы было неожиданно и весьма смело. Можно сказать, что Фассбиндер открыл новую форму классовой борьбы — с помощью киноискусства. Критик Ирина Камоцкая отмечает: «Он говорил о том, что современное общество устроено плохо, что практически средний человек превращается в этом обществе в обывателя и мещанина, а это у него вызывало бурю протеста. Вот поэтому его и называют бунтарем».

Настоящим открытием для поклонников творчества Фассбиндера стала читка его пьесы «Кофейня». На российской сцене увидеть его драматургические опусы практически невозможно. Проблемы возникают даже с текстами пьес, которые до сих пор не переведены на русский. «Он, как театральный деятель, в России не изучен, и даже более того, я встречала, что им специально не занимаются, не изучают даже на Западе. Может быть потому, что он сам предпочел кино, может быть его театральная деятельность не дошла до публики», — предполагает Ирина Камоцкая.

За основу Фассбиндер взял одноименную пьесу Гольдони. Итальянский драматург окрестил свое сочинение комедией среды, поскольку здесь не столь важна сюжетная линия. Главная цель — представить некую панораму современного общества с типичными его представителями. Именно этот принцип использовал и Фассбиндер. Режиссер Камерного театра Олег Хапов говорит: «То есть взял социальную жизнь в Германии в 60-х и перенес на масочное существование комедии дель арте. Причем, мне кажется, в тексте проглядывают стихи уличного театра, когда народ, выходя на площади, надевая маски говорил все, о чем хотел, не стесняясь в выражениях».

Текст, написанный 40 лет назад в современной интерпретации, тем не менее сохранил все тот же внутренний протест. А тема оказалась актуальной как для Италии XVIII века, так и для Германии XX и к тому же весьма злободневной для нынешней российской действительности. «Что тут самого типичного? А то, что это мир, который вращается вокруг денег. А все остальное — человеческие чувства — они уже уходят в тень, потому что другие мотивы в человеческом поведении», — объясняет Ирина Камоцкая

Несмотря на некоторые организационные проблемы, фестиваль выполнил главную цель — привлечь внимание думающих зрителей к творчеству неординарного автора. Остается надеяться, что фонд Боша продолжит свою инициативу, и в репертуаре Камерного театра, возможно, появится спектакль по пьесе Фассбиндера.

Последние новости

Еще интересные новости