В Краеведческом музее открылась выставка художника из Германии Александра Гончарука

«Маскарадъ» — так называется выставка акварелей и офортов, которая открылась сегодня в Краеведческом музее. Автор работ — художник Александр Гончарук. В свое время он окончил ЛГИТМиК, был главным художником театра кукол в Симферополе. А в 80-е годы переехал в Германию. Сегодня Александр Гончарук — известный театральный художник, его работы экспонируются во многих городах Европы. Но в Челябинске, где он родился и вырос — «Маскарадъ» — первая выставка.

Она небольшая, можно даже сказать, камерная — около 50 работ. Здесь есть офорты, нежные по цвету акварели, рисунки тушью и пером, созданные в разные годы. К примеру, самая ранняя вещь — гравюра «Д?Артаньян из града Парижа» — появилась в 1971 году. Время идет, художник пробует разные техники, размышляет на разные темы, но выработанный когда-то авторский стиль остается и угадывается сразу. Александр Гончарук ироничен, наблюдателен, позитивен. Любимые персонажи — мушкетеры и короли, арлекины и пираты. Любимая эпоха — XVII век. Искусствовед Елена Лунина говорит: «Главное, как раз сами персонажи. Они необычны, и за каждым персонажем стоит своя необычная история».

К примеру, история про Кота в сапогах в его лучшие годы — в пору молодости, зрелости и счастливого брака. Или граф Партос, которого Александр Гончарук изобразил симпатичным добродушным увальнем. Есть образы, придуманные художником. В офорте «Ошкафливание», к примеру, изображен то ли получеловек, то ли полушкаф. Автор будто предлагает задуматься: «А как мы себя ведем, не становимся ли иногда бесчувственным созданием, бездушной материей»? Художник фантазирует, иронизирует, шутит. За его «мыслью» интересно наблюдать, не спеша рассматривая детали. «Он работает в технике офорта. Это достаточно сложная техника. Она действительно скромная, неприметная. Но здесь очень подробный рисунок. Это штриховая техника — штриховка, гравировка с точным рисунком», — объясняет Елена Лунина.

Александр Гончарук — мастер высокого класса, об этом можно судить по его рисункам. Как известно, рисунок для художника — как лакмусовая бумажка: если человек не владеет техникой, — это видно даже неискушенному зрителю. За изысками в композиции и декоративностью цвета не спрячешься: есть только черное и белое, и «говорящие линии». Кстати, авторы проекта — студенты ЧелГУ, будущие искусствоведы. Они общались по Интернету с автором, отбирали работы, своими руками делали инсталляцию. Раскрашивать принципиально не стали: белая маска, как чистый лист, и образ будет зависеть от художника, в руки которого она попадет. «Сами разработали эскиз пригласительного билета, изготовили необычные театральные маски из работ Александра Гончарука. Студенты изготовили маски, которые будут вручать посетителям выставки на открытии. Необычные афиши тоже придумали сами студенты», — сообщает искусствовед.

И название выбрали подходящее, концептуальное — «Маскарадъ», — словно продолжая мысль автора: в этом мире мы играем каждый свою роль и помногу раз надеваем разные маски. Мы каждую минуту меняемся. Здесь много красок и масок, которые можно примерять на себя.

Последние новости

Еще интересные новости