В рамках проекта «Дни Германии в Челябинске» состоялся концерт музыки немецких композиторов

Ганс Эйслер, Пауль Дессау, Курт Вайль, Пауль Хиндемит, Карл Хартманн и другие. Эта плеяда немецких композиторов начала XX столетия не смирила творчество каждого из них завоевало широкое признание и стало ярким образцом искусства XX века. Возможность познакомиться с камерно-инструментальными произведениями немецких авторов представилась и челябинским слушателям. Концерт, получивший название «Другие» стал финальным аккордом фестиваля «Дни Германии в Челябинске».

На сцене квартет в составе: Ольга Смоленская (1-я скрипка), Наталья Маменко (альт), Ольга Тарасова (2-я скрипка), Илья Гутый (виолончель). Программу открывает произведение Пауля Дессау. Струнный квартет №1 был написан в 1932 году. Время перемен, ошибок, надвигающейся катастрофы — так этот период позже окрестят историки. С творчеством Дессау, точно отразившим свое время, челябинские музыканты познакомились впервые. Достаточно сложное для исполнения произведение разучивали в течение месяца. Илья Гутый, участник квартета (виолончель), считает: «Эта музыка чем-то напоминает Шостаковича. Наверное потому, что в одно время они жили: и Шрстакович, и Пауль Дессау».

Именно в период 20-30-х годов откровенно обозначилось противоречие между музыкальными традициями и авангардом. В этих условиях появилась группа деятелей искусств, избравших для себя так называемый третий путь. Композиторы этого направления пытались найти баланс между прошлым и настоящим, между классикой и авангардом. Программу челябинского концерта и ноты для исполнителей отбирал Оливер Фриске. Даже в самой Германии, рассказывает он, эти произведения звучат сегодня не часто. Между тем достоинства их несомненны. Менеджер по культуре Фонда имени Боша Оливер Фриске говорит: «Тем более это время, когда кино появилось. Хотелось, чтобы чаще звучали такие композиторы. Они до сих пор очень мало известны».

В исполнении Натальи Гущиной звучат фортепианные сочинения Пауля Дессау. И это первое исполнение музыки в Челябинске: ноты пианистка получила в рукописном виде. Дессау прекрасно владел инструментом и хорошо чувствовал природу рояля. Его язык, быть может, непривычен, но равнодушным не оставляет. Наталья делится: «Я думаю, это экспрессивно очень, это крик души в пустоту. Мы — музыканты современные — это испытываем».

В программу концерта вошли также произведения Пауля Хиндемита, его сонату для флейты и фортепиано исполнили Анжела Осипова и Ирина Липатова. Прозвучали сочинения Карла Амадеуса Хартмана и Ганса Эйслера, музыку которых отличает ярко выраженное рациональное начало. И в этом смысле они близки старинным немецким мастерам. «Это высокое ремесло, то, о чем Нейгауз говорил: пиршество ума и интеллекта», — подчеркивает Наталья Гущина.

Проект «Дни Германии в Челябинске», инициированный Фондом имени Боша и немецким культурным центром имени Гете, завершен. Его основная цель — познакомить зрителей и слушателей Челябинска с творчеством мало известных немецких художников и музыкантов ? достигнута.

Последние новости

Еще интересные новости