Вспоминая скульптора Льва Головницкого

Челябинск вспоминает известного скульптора Льва Головницкого – автора памятника Ленину на площади Революции и знаменитому Орленку на Алом Поле. В картинной галерее прошел вечер памяти.

Лауреат премии имени Ленинского комсомола, народный художник России, действительный член Академии Художеств СССР – вот лишь часть признаний заслуг Головницкого. Художественное училище, талант и неуемное желание работать, чтобы стать легендой, этого оказалось достаточно. Впрочем, работать с ним было крайне непросто. “Он был очень жесток, – рассказывает искусствовед Ирина Духина. – С ним было тяжело работать, потому что у него было точное знание, что надо делать. Он обижал художников с другим дарованием, более лирическим. Он говорил “пейзажики”, еще что-то. Очень этим обижал и даже рушил некоторые судьбы”

Орленок. Мальчик в шинели до пят, в папахе на голове и непомерно больших сапогах. Головницому на момент создания памятника было всего 29 лет. Кстати, мало кто знает, что скульптор создал двух Орленков. Первый был в несколько раз меньше – станковая скульптура – с нее все и началось. В 1950-е годы “маленький” Орленок экспонировался на выставках в Москве и даже за границей – побывал в Брюсселе и Монреале.

В конце 50-х в мастерскую к Головницкому пришли комсомольцы, и предложили сделать памятник более величественным. Тот согласился. Так на свет появилась скульптура, посвященная подросткам, которые участвовали в Гражданской войне.

В советское время Орленок стал своеобразным брендом Челябинска. В городе была учреждена премия “Орленок”. Награду – медальон с изображением памятника – получали лучшие деятели искусства и науки. У памятника проводили собрания и митинги, принимали в пионеры. Старшее поколение и в наше время относится к нему по-особому. “Молодое поколение нашей страны не дремало, как сейчас, – говорит Валентина Заховаева. – Сейчас одни тусовки в голове. А у них была борьба. Они на примере своих отцов стремились тоже творить, бороться с врагами”.

Памятник появился на Алом поле в честь сорокалетия комсомола. Комитет уже давно ликвидирован, а памятник остался и стал излюбленным местом встречи горожан. За все эти годы монумент давал трещины, на нем не раз появлялись нецензурные надписи. Но скульптура выстояла, косвенно напоминая о создателе – Льве Головницком.

    

Последние новости

“Орленок”, памятник Пушкину, мемориальная композиция “Память” на Лесном кладбище, монумент “Тыл фронту” в Магнитогорске, – это далеко не полный перечень работ, созданных скульптором Львом Головницким. Удивительно, но при своей известности в советское время Головницкий остается мастером неизвестным. О народном художнике России, действительном члене Академии художеств СССР и его работах вспоминает челябинский скульптор, член Союза художников России Александр Кудрявцев.

Александр Кудрявцев был лично знаком со Львом Головницким. И сейчас он очень живо интересуется наследием знаменитого скульптора. Во многом их объединил Пушкин, ведь образ великого поэта занимает важное место и в творчестве самого Александра Кудрявцева. “Головницкий – это, безусловно, выдающийся скульптор, – уверен Александр Кудрявцев. – Не все его работы равнозначны, но все равно то, что он сделал для нашего города, для России, потом он уже работал в Красноярске последние годы, он сделал хорошо”.

Памятник Пушкину, пожалуй, самая поэтичная работа скульптора. Немногие знают, что он выполнен в соавторстве с женой Головницкого Энрикой Эмильевной. Александр Кудрявцев вспоминает, что видел этот памятник, когда он еще был выполнен в глине. Но и тогда это была поэзия, это был порыв: “Я помню, был на его открытии. Очень хорошо был принят жителями города, искусствоведами, художниками. Я вообще считаю, что у Головницкого это одна из лучших работ. Это даже не похоже на Головницкого, он все-таки несколько официальный художник – памятники у него такие серьезные, но вот Пушкин, конечно, работа выдающаяся, романтическая”.

Александр Кудрявцев отмечает, что образ поэта, созданный Головницким, ему очень близок и понятен. Он сравнивает этот памятник со стихом, очень маленьким, но емким. Едва ли найдется в России город, где бы не было памятника Пушкину. К образу великого русского поэта обращались многие скульпторы. Своя необычная трактовка отличает и работу Льва Головницкого. “Пушкин был сделан и в скульптуре, и в графике, – рассказывает Александр Кудрявцев. – Пушкин в мальчишеском возрасте был везде изображен, а затем уже Пушкин взрослый. Серьезные работы. Здесь Пушкин – юноша. Он еще весь на взлете и изображен он здесь, как минута вдохновения. Как он говорит: “Минута и стихи свободно потекут”. Этот момент очень хорошо передан Головницким”.

Этот памятник очень хорош по масштабу – не большой, не маленький, он абсолютно соразмерен человеку. Совершенная лепка, признается Александр Кудрявцев, просто потрясает. Все работает на образ. “Хорошая круглая скульптура отличается от плохой тем, что она смотрится со всех сторон, – объясняет Алексей Кудрявцев. – Образ как бы раскрывается все больше и больше. Здесь как раз яркий пример. Это вот поворот головы, эта гордость, эти руки – у Пушкина были великолепные руки с длинными ногтями. Эти складки, это порыв”.

Памятник удивительно хорошо вписался в среду парка. Особенно он эффектен осенью, когда желтеют листья. Бронза смотрится великолепно. “Вписалось, как будто здесь и был. Уже потом, когда была реконструкция городского сада, горсад несколько принизили, на мой взгляд. Это вековое искусство, а все, что было сделано потом, ниже: это оформительство, какая-то детская архитектура. Это так мешает ему, – считает Александр Кудрявцев. – Если бы работы наших скульпторов были близко этому уровню, я имею в виду, и Городской сад, и Гагаринский парк, и Кировку, город поднялся бы в культурном уровне на очень большую высоту”.

Поражает тот факт, что в Челябинске мало памятников, посвященных людям искусства. А это напрямую связано с общей культурой городского пространства. Остается надеяться, что в будущем на улицах и в парках города можно будет увидеть подлинное искусство, живущее в вечности.

    

Последние новости

Еще интересные новости