Южный Урал задыхается от выбросов вредных веществ

По мнению ученых, две трети южноуральцев живут в экологически неблагополучной или напряженной зоне при экстремально высоком уровне загрязнения воды и воздуха. Челябинск, Магнитогорск, Карабаш и Златоуст возглавляют список грязных территорий региона. Каковы пути решения экологического кризиса?

Кислород, углекислый газ, а еще что? Пыль, сероводород, оксиды азота, серы, бензол, метан, аммиак, оксиды цинка и кадмия, местами металлическая ртуть и серная кислота – это далеко не весь перечень химических веществ, которые попадают в воздух Челябинска из заводских труб. Конечно, концентрации этих выбросов различны. Какие-то ничтожно малы, но некоторые стабильно превышают предельно допустимые нормы концентрации.

– Кашляют люди. А запах какой противный.
– На ЧМЗ дышать нечем, особенно вечером. Если на улице изморось или туман – просто задыхаешься.
– С цинкового дует. Тоже запах сказывается на нас.

По мнению экспертов, экология сильно влияет на здоровье. В Челябинской области уровень заболеваемости в полтора раза выше общероссийского по онкологическим, сердечно-сосудистым и заболеваниям дыхательной системы. «Если мы возьмем наш город, вкладывают по самым скромным подсчетам порядка 40 процентов в общую картину заболеваемости», – комментирует Борис Красуцкий, профессор кафедры общей экологии ЧелГУ.

Чтобы сократить вредные выбросы, некоторые предприятия региона планируют потратить миллиарды рублей на очистные установки. В то же время на миллионы рублей оштрафованы другие компании за нарушение природоохранного законодательства. «Если предприятие будет систематически нарушать, то сумма штрафов, которые выписываются, превысит затраты на необходимую модернизацию», – подчеркивает Борис Бардин, начальник управления промышленности министерства промышленности Челябинской области.

Чтобы исправить такую ситуацию, в прокуратуре предлагают ограничить работу заводов, а также движение транспорта при неблагоприятных метеоусловиях. Анатолий Екимов, природоохранный прокурор Челябинской области, рассказывает: «Требуем от предприятий, чтобы они обеспечивали режимы эксплуатации во время сложных метеоусловий, чтобы они позволяли не только сокращать, но и, так скажем, приостанавливать выбросы. И регулировать потоки автотранспорта – где-то их запрещать, где-то их останавливать, когда у нас наблюдаются наиболее серьезные факторы влияния на атмосферу».

Пока же в Челябинске можно лишь отследить, где сегодня выбросов меньше, где больше – при помощи сайтов в Интернете. На одном мониторинг с различной периодичностью проводит городской экологический центр и публикует подробные данные в таблицах. На другом – ежедневные замеры с шести пунктов Челябинского гидрометеоцентра. Например, в конце прошлой недели максимально допустимый уровень выбросов формальдегида в городе был превышен в два раза, и это скорее правило, чем редкость.

Последние новости

Еще интересные новости