Баскетболист из Челябинска снялся в фильме “Движение вверх”


 

Есть победы, которые меняют ход истории. Победы духа, победы страны, победы всего человечества

Это история о легендарном триумфе. О великом тренере, который совершил невозможное. У него была мечта – сделать нашу сборную по баскетболу самой сильной командой в мире, и он осуществил свою мечту. Его вершиной стали эпохальные «три секунды» и золото сборной на мюнхенской Олимпиаде 1972 года. Никто даже помыслить не мог, что это возможно: впервые за 36 лет «непобедимая» команда США была повержена!

Когда проигрыш означал поражение страны, когда нужно было выходить и бороться несмотря ни на что, великий тренер отдал все, чтобы помочь своим спортсменам взять верх над противником. Ведь он знал, что создал самую сильную команду на планете, и сначала заставил поверить в это своих игроков, а затем весь мир. 

Съемки проходили в июле-ноябре 2016 года. Число актеров массовых сцен в некоторые дни достигало 500 человек. CG Factory («Экипаж», «Он – дракон», «Метро») под руководством Александра Горохова создала систему клонирования массовки, позволяющую работать с фотореалистичными персонажами на планах от сверхобщих до средних по крупности.

Подавляющее большинство баскетболистов в фильме – профессиональные баскетболисты и в жизни. Дебютирующий в кино баскетболист Александр Ряполов 1,5 месяца занимался актерским мастерством, чтобы достоверно сыграть Алжана Жармухамедова. (Александр, кстати, из Челябинска, закончил здесь школу и архитектурно-строительный факультет ЮУрГУ.)

Ряполов-баскетболист из Челябинска

В рамках подготовки к съемкам исполнители главных ролей тренировались по несколько часов в день на протяжении нескольких месяцев.

Художник по костюмам Сергей Стручев подробно изучил архивные фото- и видеоматериалы, нюансы кроя и фактур тканей, которые в тот период использовались в спорте в нашей стране и за рубежом. Так, например, выяснилось, что трусы баскетболистов советской сборной шились из хлопчатобумажного сатина, в то время как американцы уже играли в трикотаже.

«Это мы соблюли, – делится Сергей, – но некоторыми другими документальными вещами вынуждены были пожертвовать в пользу эстетической и кинематографической правды. К примеру, в картине у советских баскетболистов не такая тесная и узкая игровая форма, как была на самом деле».

Специально для проекта было пошито более 500 костюмов – «гражданских» и спортивных комплектов. На актерах массовых сцен можно увидеть винтажную одежду конца 1960х-начала1970х годов.  Для главных героев было создано по 4 комплекта игровой формы, а также спортивные костюмы и повседневные образы. Для эпизодов мюнхенской Олимпиады была воспроизведена историческая форма спортсменов из десятка стран.

Для картины заказали более 20 «исторических» баскетбольных мячей – по советским стандартам, для международных соревнований и мягких, использовавшихся во время трюков.

На подготовительном этапе в течение полугода оператор и режиссер производили тестовые съемки баскетбольных сцен в поисках наиболее выигрышных выразительных средств. В том числе Игорь Гринякин пробовал снимать, передвигаясь на роликовых коньках (снятые таким образом сцены вошли в фильм).

Баскетбол снимали 6 операторских команд на 6 камер – уникальный случай в отечественной киноиндустрии. Перемещавшаяся по тросам под потолком камера-«паук» отвечала за скорость и географию спортивных элементов. Другая камера постоянно находилась в гуще событий, будучи «шестым» игроком на поле. Третья работала на крупные планы, четвертая снимала исключительно соперников советской сборной. Еще одна камера отвечала за рост и ракурс и, наконец, камера-«рапид» фиксировала происходящее, замедляя время. Воедино все сигналы с площадки сводила синхронизирующая аппаратура Q-take.

Систему для камеры-«паука» с нуля создали молодые инженеры из МГУ. Она быстрее, мобильнее и дешевле всех зарубежных аналогов.  Съемки финальной игры продолжались месяц.  Под потолком спортивных арен было подвешено 800 кВт теплого света, что позволило снимать в высоком разрешении 4К.

В основу фильма легла автобиографическая книга великого баскетболиста Сергея Белова «Движение вверх»:

«Ажиотаж вокруг матча не случаен. Команда США, начиная с 1936 года, в восьмой раз участвует в баскетбольном турнире Олимпиады. Ее результат – семь золотых олимпийских вершин. Более того, заокеанские спортсмены не проиграли ни одного (!) матча, на их счету 63 победы в 63 играх. Феноменальный результат».   

«…На всех олимпиадах с 1952 по 1964 год советская сборная как всегда легко доходила до финала, где неизменно по всем статьям проигрывала американцам».  

«Последующие рассказы американцев о том, что в Мюнхен приехала молодая и несыгранная команда, были вздором. Это была одна из сильнейших сборных США, которые я когда-либо видел».     

«Ощущалось, что предстоящая игра станет чем-то из ряда вон выходящим. Действительно, чудовищное напряжение немедленно после стартового розыгрыша мяча воцарилось в «Баскетболхалле» и захватило всех без исключения. Сама игра, от первой до последней минуты «звеневшая» на невероятном накале, только наращивала его. Телевизионная картинка, не говоря о любом текстовом репортаже, не способна передать тысячной доли этого накала, ощущавшегося даже на трибунах, а что уж говорить об игровой площадке! Ошибки судейского столика в концовке матча – неправильный хронометраж, утрата контроля, – не от чего иного, как от этого напряжения».

«Успех сборной СССР был выдающимся, невероятным. Скажу еще раз – при всей мощи «Красной Машины», при всей ее нацеленности на золото практически никто не верил, что американцы действительно могут быть побеждены. Думаю, большинство наших игроков, хотя и отдали все для победы, тоже до конца не верили в успех…»

Первый показ «Движения вверх» для профессионалов состоялся 27 ноября в рамках 104-го Российского Кинорынка в Москве. Фильм приняли овацией. В прокат фильм выходит 28 декабря.

Движение вверх, новый фильм с участием челябинца

 

 

Последние новости