Всестороннее развитие: как работают коррекционные детсады и школы Челябинска

Автор: Даниил Антонов
Всестороннее развитие: как работают коррекционные детсады и школы Челябинска
Фото: ГТРК "Южный Урал"

В Челябинске порядка 260 тысяч детей от 0 до 18 лет, из их числа–  более 10% с особенностями здоровья — нарушениями зрения, слуха, речи, движения, задержкой психического развития. Именно поэтому в городе сохраняются и совершенствуются специальные условия для получения образования и воспитания таких ребят. Корреспондент ГТРК "Южный Урал" Даниил Антонов посетил профильные детские сады и школы — и подготовил специальный репортаж о том, как детей учат справляться с трудностями.

Книга мне понравилась тем, что главная героиня была достаточно сильна и смогла справиться со всеми трудностями, не сломалась и смогла поставить всех на место", – делится Вероника Яковлева.

С таким трепетом Вероника Яковлева рассказывает о своей любимой книге Владимира Железнякова "Чучело". Девушка обожает читать: она завсегдатай школьной библиотеки. И вместе с этим ходит в театральный кружок, где уже вживается в роль персонажа, о котором прочитала накануне. Сложно поверить, но у Вероники серьезные проблемы со зрением — она ученица 13-го класса 127 школы. Учреждение, где получают знания исключительно те ребята, кто наш мир видит иначе. И здесь сделали все возможное, чтобы их подопечные смогли заниматься любимым делом вне зависимости от состояния здоровья.

"Вот мы сейчас проходим Блока, и нам нужны стихи для урока, ну и, конечно же, нам предоставляют книги. И плюс в том, что шрифт достаточно большой – большинство моих одноклассников, которые не очень хорошо видят, могут вместе со всеми проходить программу", – поясняет ученица 13 класса Вероника Яковлева.

Всестороннее развитие: как работают коррекционные детсады и школы Челябинска
Фото: ГТРК "Южный Урал"

В школе ребятам с ОВЗ дают не только базовые школьные знания — детей приспосабливают к жизни в современном мире.

"У нас очень много специальных предметов, которые позволяют именно безболезненно пройти режим, регламент социализации личности и безболезненно интегрировать в общество зрячих. Наши дети высоко культурно образованы за счет этого и, мне кажется, само отношение населения к детям побуждает их быть такими же равными как все", – считает директор специальной коррекционной школы для детей с ограниченными возможностями здоровья № 127 Тамара Тилилюева.

И бывшая ученица этой школы Анна Степанова теперь сама стала педагогом — обучает младшеклассников. Девушка не только приспособилась к своему недугу, но и использует его во благо подрастающего поколения.

"Стараюсь пропустить все свои знания сначала через себя, попробовать самой. Если я понимаю что это легко, понятно, то только тогда рассказываю, объясняю, делюсь своим опытом с учениками", – говорит учитель начальных классов, тифлопедагог школы № 127 Анна Степанова.

И это лишь один пример из множества. По всему городу таких учреждений больше десятка, кроме того, в детских садах и школах открывают специальные группы, где также обучают ребят с особенностями здоровья. При этом подход нашли к детям с любыми врачебными заключениями — нарушения зрения, слуха, аутистического спектра, сахарный диабет, умственная отсталость, недоразвитие речи, ЗПР, нарушение опорно-двигательного аппарата.

В игровой форме, ребятам с НОДА проводят оздоровительную гимнастику. Детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо больше занятий лечебной физкультурой. Различные упражнения доведены у молодого поколения до автоматизма. О незамысловатых тренажерах рассказывают маленькие София и Вика.

— Можно лежать на спине, к примеру, на животе, чтобы была ровная спина.

— Это массажер для ног. Мы ногами туда-сюда катаем, у нас ноги отдыхают.

Всестороннее развитие: как работают коррекционные детсады и школы Челябинска
Фото: ГТРК "Южный Урал"

Кроме того, в этом детском саду работает бассейн, куда ребята также регулярно ходят — это отлично разгружает позвоночник и тренирует все группы мышц.

"Два раза в неделю у них физкультура, один раз в неделю у них лечебная физкультура, при этом обязательно это бассейн — два раза в неделю мы проходим. Ну и в группах мы проводим все профилактические меры для того, чтобы поддерживать здоровье наших деток. Дело в том, что в будущем это будет необходимо для их здоровья, для формирования их мышечной массы, для формирования их скелета", – подчеркивает воспитатель группы НОДА детского сада № 453 Наталья Тюрина.

В Челябинске для каждой категории детей с особенностью здоровья педагоги и специалисты разрабатывают образовательные программы, в том числе адаптированные в соответствии с федеральными стандартами. Воспитательную и образовательную работу проводят воспитатели, педагоги. Кроме того, детей с особенностями здоровья сопровождают и оказывают коррекционную помощь.

"Сегодня образовательный процесс в этих учреждениях становится интересным и полезным каждому. Работают со всеми категориями: и с родителями, и детьми, обучаются постоянно педагоги. И вот такой комплекс мероприятий позволяет сделать все возможное, чтобы у каждого ребенка было достойное образование, чтобы оно было интересное и, самое главное, чтобы ребенок потом выходил в жизнь, уже понимая многие те процессы, которые ему необходимы", – отмечает председатель комитета по делам образования Челябинска Светлана Портье.

Тем не менее, самое главное в воспитании ребят с ОВЗ — это взаимодействие с родителями обучающихся. Без тесного сотрудничества с семьей невозможно выстроить эффективную коррекционно-развивающую работу. Именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Дочь Натальи Чечушковой страдала от серьезного заболевания — лишь на шестом году своей жизни она произнесла свои первые слова. Специалисты порекомендовали отдать малышку в коррекционное учреждение для ребят с недоразвитием речи.

"Мы только в шесть лет вообще начали разговаривать. Мы пришли сюда очень тяжелые. Логопеды провели колоссальную работу. Ребенок лучше стал намного разговаривать, и самое главное — это возможность в любой момент подойти к логопеду, записаться на консультацию, то есть все это проговаривается", – рассказывает мама ребенка с ОВЗ Наталья Чечюшкова.

Всестороннее развитие: как работают коррекционные детсады и школы Челябинска
Фото: ГТРК "Южный Урал"

Развитие сети коррекционного образования осуществляется, исходя из потребности семей воспитывающих детей с особенностями здоровья. В городе обеспечивают комплексный подход в создании специальных образовательных условий, оказании психолого-педагогической помощи детям с особенностями здоровья, которые включают в себя следующее: кадровое, программно-методическое и материально-техническое обеспечение, предметно-пространственная среда.

К слову, так, для малышей с расстройством аутистического спектра проводят занятия в детских садах. С таким диагнозом детям сложно воспринимать текст — они мыслят картинками. Поэтому для них в группах все визуализировали.

"Мы провели апгрейд оборудования, а именно ввели систему альтернативной коммуникации — карточки. Первое, что мы сделали — это внесли визуальное расписание. На них написаны и изображены те действия, которые мы делаем каждый день. Ребенок привыкает, запоминает, и уже действует с этими карточками, используя визуальные подсказки", – объясняет учитель-дефектолог детского сада № 473 Светлана Литвинова.

Всестороннее развитие: как работают коррекционные детсады и школы Челябинска
Фото: ГТРК "Южный Урал"

А уже в школе для ребят постарше, но с похожими заболеваниями, открывают немало секций, тему объясняют опытные педагоги, которые далеко не первый год работают с такими детьми. Мне даже удалось встретить своего коллегу-журналиста. Рома Миллер по радио вещает свежие новости для всей школы.

"Обучают нас тут замечательно, учителя тут все очень добрые, хорошо объясняют тему урока, уроки тоже проводят очень интересно, если где-то возникают вопросы – они помогают. Будущее я вижу свое отлично", – уверен ученик 8 класса школы № 83 Роман Миллер.

А уже в старшей школе дети даже получают образование — швеи, разнорабочие, операторы ЭВМ. И только в условиях тесного сотрудничества всех участников образовательного процесса, взаимопонимания и доверия, можно добиться всех поставленных целей в повышении качества образования и предоставлении равных стартовых возможностей всем детям с особенностями здоровья. 

Всестороннее развитие: как работают коррекционные детсады и школы Челябинска

Последние новости