РЖД зажигает звезды

В программе “Магистраль” – самые значительные события в жизни Южно-Уральской железной дороги.

* * * *

“Внимание! Железная дорога!” Железнодорожники рассказывают школьникам, как вести себя в поезде и на перроне, к чему может привести игры и прогулки рядом с идущими поездами, какое напряжение в контактной сети. Съемочная группа побывала на уроке безопасности.

Вокзал. Железная дорога. Приятные поездки, встречи – с одной стороны. С другой – место повышенной опасности. Об этом железнодорожники говорят на уроках безопасности, которые проходят в школах.

Незамысловатые по форме, но глубокие по содержанию стихи легко запоминают младшие школьники. Преподнести жизненно важную информацию в игровой форме, чтобы ее запомнили школьники всех возрастов, – вот сверхзадача уроков безопасности.

“Мы стараемся предупредить, рассказать детям, – говорит Юрий Агафонов, ведущий инженер службы охраны труда и промышленной безопасности ЮУЖД. – Бывает, что дети не знают, что это нарушение, к чему оно может привести. И наша основная задача – в доступной форме предупредить все эти случаи. Потому что травмирование детей – это травма и для родителей. И для нас тоже это создает много вопросов и проблем”.

– Если мы будем нарушать, то погибнем.

К сожалению, не для всех школьников причинно-следственная связь столь очевидна. А ведь ежегодно печальная статистика детского травматизма пополняется новыми фактами. Только в 2014 году на Южно-Уральской железной дороге от наезда подвижного состава пострадали шестеро детей, из них четверо погибли. Причиной гибели двоих стала невнимательность: один подросток переходил пути в наушниках, а второй – разговаривал по телефону.

“Основные вопросы у нас по профилактике именно правонарушений. С ними мы больше сталкиваемся уже у подростков. То есть это дети уже после пятого класса, которые могут совершать наложения, бросают камни в проходящие поезда”, – комментирует Оксана Вырышева, начальник подразделения по делам несовершеннолетних Южно-Уральского Линейного управления МВД России на транспорте.

“Зацеперы” – любители забираться на крыши вагонов или цистерн – чаще всего получают травму от электрического тока. В отдельных случаях напряжение в контактной сети достигает 27 тысяч вольт. В минувшем году от электрического тока пострадали четыре школьника, один погиб.

О безопасном поведении на железной дороге в 15-й школе-интернате РЖД говорят регулярно. Здесь придерживаются медицинского принципа: профилактика – лучшее лекарство. Поэтому перед каникулами приглашают на встречу с ребятами сотрудников полиции на транспорте и специалистов службы охраны труда.

* * * *

За годы Великой Отечественной войны для нужд фронта железнодорожники перевезли почти 20 миллионов вагонов. О вкладе в Победу южноуральских железнодорожников расскажет корреспондент Ирина Варгалюк.

В самом начале Великой Отечественной войны никто даже представить себе не мог, какая нагрузка ляжет на транспортную отрасль нашей большой страны. С запада на восток нескончаемым потоком двигались составы поездов, осуществляющие эвакуацию населения, предприятий, раненых. И, наоборот, с востока на запад шли бесконечные эшелоны с добровольцами, военной техникой, боеприпасами.

В ноябре 1941 года на Челябинский железнодорожный узел пришло срочное задание Государственного комитета обороны: построить для фронта два бронепоезда повышенной прочности и мобильности.

“Задача была специфическая, – отмечает Егор Казаков, директор музея истории ЮУЖД. – Времени, которое отводилось на постройку бронепоездов, было крайне мало. Но железнодорожники с честью с этим заданием справились. В кратчайшие сроки они построили эти два бронепоезда, снабдили их всем необходимым, укомплектовали бригадой локомотивной, ремонтниками”.

Уже с февраля 1942 года наши бронепоезда принимали участие в боях Великой Отечественной войны. Всего же в тяжелейшую зиму 41-42 годов с Южно-Уральской железной дороги на фронт было отправлено более 14 тысяч железнодорожников. Некоторых со временем отозвали с фронта, для того чтобы обеспечить бесперебойную работу дороги внутри страны. Из самых опытных специалистов были сформированы так называемые военно-эксплуатационные отделения, сокращенно ВЭО, передвижные “минижелезные дороги”, которые должны были восстанавливать разрушенные фронтовые железнодорожные линии. “ВЭО-5 и ВЭО-12, – рассказывает Егор Казаков, директор музея истории ЮУЖД. – ВЭО-12 к концу войны оказалось в Праге. И День Победы они встречали в освобожденной Праге”.

Родина высоко оценила вклад Южно-Уральских железнодорожников в Победу. Многие из них были удостоены звания Герой Советского Союза. 60 раз предприятия дороги: станции, локомотивные и вагонные депо – получали переходящие Красное знамя Государственного комитета обороны.

* * * *

В настоящее время на Южно-Уральской магистрали осталось 423 фронтовика. Программу продолжит рассказ о Николае Ивановиче Комиссарове – ветеране Великой Отечественной войны и железнодорожнике.

Парадный пиджак Николай Иванович Комиссаров надевает по особым случаям. Его награды, медали и ордена лучше всяких слов рассказывают о жизненном пути. Началась взрослая биография Николая Ивановича 22 июня 1941 года. Когда мальчишка-подросток вдруг в одночасье стал взрослым. “Конечно, тяжелое время было, но мы справлялись”, – говорит Николай Комиссаров, ветеран Великой Отечественной войны.

В 17 лет Николая Комиссарова призвали в действующую армию. И служить ему пришлось долгих семь лет. Мать не дождалась единственного сына домой – умерла. В составе горно-стрелковой дивизии воевал на Дальнем Востоке с Японией, после – в Западной Украине уничтожал бандеровцев. “Стреляли отовсюду: с чердаков, из-за угла. С ними труднее было воевать, чем на фронте. На фронте с одной стороны фронт, а с ними – везде”, – отмечает Николай Комиссаров.

О боевых буднях ветеран рассказывает скупо, зато с теплотой вспоминает своих однополчан. “После победы над Японией нас везли на запад. В теплушках более 30 суток. Это была осень, было холодно. Спать холодно было. Тот, который постарше, возьмет свою шинель и укроет тебя”, – рассказывает Николай Комиссаров.

Демобилизовавшись, Николай Иванович Комиссаров устроился на железную дорогу. И в общей сложности 40 лет трудился на Полетаевской дистанции пути. Сейчас династию продолжает внук – Антон. Он заместитель начальника той же дистанции.

“У нас большая семья, много железнодорожников. Можно сказать, что выбор был предопределен”, – делится Антон Комиссаров, внук, заместитель начальника Полетаевской дистанции пути.

В семье Комиссаровых 9 мая – один из главных праздников. А ветеран Николай Иванович Комиссаров мечтает в это день пройти в парадном строю по площади Революции.

* * * *

Встретить День Победы в городе-герое Волгограде смогут пассажиры специального туристического поезда “Волгоградский экспресс”. Маршрут называется “От Танкограда до Сталинграда”. Пассажиры посетят мемориальный комплекс “Мамаев Курган”, музей-панораму “Сталинградская битва”, познакомятся с историей города и увидят праздничный салют. “Волгоградский экспресс” – это уже третий проект в формате “поездов выходного дня”, которые соединяют региональные историко-культурные центры страны. Остается добавить, что состав отправится от станции Челябинск 7 мая.

* * * *

В 2015 году ОАО “РЖД” продолжает традицию проведения фестиваля самодеятельного искусства “РЖД зажигает звезды”. Цель фестиваля – поддержка и развитие творчества в подразделениях компании. Съемочная группа побывала на отборочном туре Южно-Уральской железной дороги.

Ангелина Антипьева и Елизавета Костоусова – самые младшие участники фестиваля “РЖД зажигает звезды”. Тем не менее, в творческой копилке дуэта – участие во многих конкурсах. И девочки уже точно знают секрет удачного выступления.

“Все, что ты можешь сделать, ты должен отдавать. И тебе самому должно нравиться то, что ты делаешь”, – считают Ангелина Антипьева и Елизавета Костоусова.

Для участников инструментального ансамбля “Магистраль” музыка – любимое хобби. В реальной жизни исполнители – сотрудники вагонного депо в Орске. Репетируют музыканты в свободное время прямо на рабочем месте, в Красном уголке.

“Поговорка мне понравилась: если есть желание, найдешь возможности, нет желания – найдешь тысячи причин. Мы ищем возможности”, – делится Сергей Игумичев, город Орск.

Самодеятельные артисты из Челябинска, Кургана, Оренбурга и Орска представили 24 художественных номера в восьми номинациях: вокал, хореография, музыкальное и цирковое искусство, оригинальный и разговорный жанры. В этом году организаторы выделили специальную номинацию – “70 лет Победе”.

“Я потрясен, что здесь впервые все сделано настолько профессионально, настолько интересно. С прологом, с эпилогом, с каким-то ведением. Просто потрясающе! Все настолько перспективны, что хочется ставить одни десятки”, – признается Михаил Вашуков, заслуженный артист России.

Однако жюри все-таки пришлось определить победителей в каждой номинации. Они представят ЮУЖД на втором этапе, который пройдет в Новосибирске. Лучшие исполнители по итогам всех этапов фестиваля примут участие в праздничном гала-концерте, который состоится 9 мая в Москве на площади у Белорусского вокзала.

Последние новости

Еще интересные новости