В Челябинске открылась выставка картин из фондов Третьяковской галереи


Известные полотна из фондов Государственной Третьяковской галереи привезли на Южный Урал. Среди них – картины Исаака Левитана, Петра Кончаловского, Ивана Хруцкого и других именитых художников. Некоторые работы в принципе редко покидают запасники известного собрания произведений искусства. На выставке, которая обещает стать самым масштабным для Челябинска культурным событием, побывал корреспондент ГТРК “Южный Урал” Егор Брагин.

26 уникальных русских натюрмортов, которые затрагивают три века. Самая ранняя из картин датирована 1818 годом. Экспозицию выставки “Жизнь вещей”, которая открылась в Челябинском Государственном музее изобразительных искусств, собирали почти полтора года.

Эта выставка уникальна для любого региона. Среди авторов – знаменитые имена: Исаак Левитан, Петр Кончаловский, Фома Торопов, Илья Машков. Составителей экспозиции интересовало, как один жанр неподвижной натуры менялся на протяжении столетий. Из Москвы картины доставили в специальном фургоне. В нем поддерживалась постоянная температура +20 градусов и влажность 50%.

“В последние годы выросли требования к экспонированию произведений искусства такого уровня. Специализированная машина забирала эти картины из Лаврушинского переулка из Крымского вала. Это разные коллекции и фонды хранилища. Должны быть специалисты, которые могут посетителям рассказать о выставке”, – отмечает Станислав Ткаченко, директор Челябинского государственного музея изобразительных искусств.

Мастер «пейзажа настроения», так называли Левитана, написал около десятка натюрмортов. Ими он увлекся во время путешествия по Волге. Челябинцы могут увидеть “лесные фиалки и незабудки” кисти мастера. А это – знаменитый Иван Кулибин. Самое раннее полотно на экспозиции. Художник Павел Веденецкий написал портрет инженера-самоучки в 1818-ом году. Здесь можно рассмотреть его изобретения – часы в форме яйца и усовершенствованный телескоп.

“Натюрморт – это жанр с зыбкими границами. Называют этот жанр – живопись предметов, а предметы окружают человека всюду. И очень часто они играют очень важную роль в портрете. Например, портрет Кулибина, где сидит изобретатель и просто демонстрирует те вещи, которые ему принесли ему славу”, – рассказывает специалист отдела живописи Государственной Третьяковской галереи Светлана Усачева.

Центральным полотном выставки стали “Дети за пианино” работы Богданова-Бельского. Милая и трогательная картина отражает целую бурю в истории нашей страны. Картина написана после революции. И крестьянские дети играют среди конфискованных у богатых предметов. Чашка валяется на полу, как символ, что всё в России перевернулось.

По условиям договора с Третьяковской галереей, картины второй половины 20 века, представленные в экспозиции, запрещено публиковать в СМИ. Поэтому мы просто не имеем право показывать их зрителям. Впрочем, возможно это создаст дополнительную интригу для любителей живописи. Уникальные полотна пробудут в челябинском музее изобразительных искусств до 5 ноября, после чего картины вернутся в столицу.

 

Егор Брагин, Нина Пырьева

Последние новости