110 лет со дня рождения создателя эскизов росписи сводов челябинской оперы

Художник Александр Дейнека был одним из основателей Российского общества станковистов. Новаторские остросоциальные работы, отражающие реальную жизнь молодой Страны Советов, часто подвергались критике, не принимались художественными комиссиями. В 30-е годы Александр Дейнека большее внимание стал уделять классической живописи. По его эскизам, в частности, расписаны своды челябинского театра оперы и балета. Искусствоведы Областной картинной галереи заинтересовались: а был ли сам Александр Дейнека в Челябинске?

Портрет доктора Тамары Мезиной в картинную галерею принесли ее родственники. Предполагалось, что автор рисунка — Александр Дейнека. Но экспертиза авторство не подтвердила. Тогда искусствовед Наталья Козлова заинтересовалась вопросом: а был ли Дейнека на Южном Урале во время оформления по его эскизам здания театра оперы и балета? В челябинском архиве она не нашла никаких данных, подтверждающих это. Но открылся другой факт: росписей в оперном могло и не быть. «Дело в том, что Дейнека в 1954 году был в определенной степени тесним, к нему был даже ярлык такой «приклеен» — художник, который не избавился от формализма», — рассказывает Наталья Козлова, искусствовед Челябинской областной картинной галереи.

После того, как росписи были исполнены, Александра Дейнеку приглашали в Челябинск для того, чтобы исправить возможные недочеты челябинских художников. Было уже и командировочное удостоверение, и деньги на поездку. Дейнека пообещал приехать после того, как окончится сессия академии художеств, но на Южном Урале так и не появился. «Нужно было это здание, построенное в классическом стиле, совместить с росписями, которые являли собой современность: современная жизнь, современные молодые люди. И это ему удалось сделать: он сохранил эмблематику, пятиконечную звезду», — отмечает Наталья Козлова.

«На женском собрании» — так называется эскиз одной из сцен росписей Дейнеки. Она привлекает внимание и зарубежных исследователей творчества художника. Американский искусствовед Кристина Кляйер хотела приехать в Челябинск, чтобы посмотреть на оригинал картины. С 1951 года работа находится в коллекции областной картинной галереи. Но сотрудники просто не могут достать ее из фонда, чтобы показать всем желающим. Зато фрески Александра Дейнеки могут увидеть все, кто приходит в челябинский оперный театр. А исследование творческого пути художника продолжается.

Последние новости

Еще интересные новости