7 интересных фактов о фильме "Чародеи": история создания новогодней сказки

Автор: Елизавета Конькова
7 интересных фактов о фильме
7 интересных фактов о фильме "Чародеи": история создания новогодней сказки. Фото: freepik/ru.freepik.com

Советская музыкальная новогодняя киносказка "Чародеи" была впервые показана 31 декабря 1982 года. Сейчас трудно себе представить праздники без этого доброго, в чем-то наивного фильма. А ведь его могло бы не быть, если бы не упорство режиссера Константина Бромберга. 7 интересных фактов о фильме "Чародеи": история создания новогодней сказки. 

Сценарий – от братьев Стругацких

За основу была взята повесть Стругацких "Понедельник начинается в субботу". Однако режиссер Константин Бромберг не одобрил сценарий Стругацких, написанный по второй части повести, и приказал все переделать.

Вместо сатирической истории получилась красивая новогодняя сказка, в которой от первоначального варианта остались лишь имена главных героев и некоторые детали.

Как и все свои произведения, сценарий братья писали вдвоем, предварительно обсуждая все по телефону. Борис гостил в большой московской квартире Аркадия, куда приезжал и Бромберг, чтобы наблюдать за тем, как продвигается работа.

Режиссер Константин Бромберг вспоминал, что Стругацкие в то время были запрещены, поэтому ему пришлось идти на хитрость, сказать, что фильм будет сделан по мотивам их произведения.

Начальство пошло на уступки, но дало согласие только на телевизионный фильм. Было поставлено несколько условий и одно из них – картина должна была быть новогодней, те есть предполагалось, что она будет веселой и музыкальной.

Борис Стругацкий позже признавался, что вначале этот мюзикл ему совсем не нравился, но посмотрев его несколько раз, он к нему привык, и, если народ его по-прежнему любит, значит, есть за что.

На главную роль – только Абдулова

В главной роли режиссер видел только Александра Абдулова, как он говорил, "легкого", "искрящего". Но руководство ЦТ не хотело его утверждать, скорее всего, из-за того, что в прошлом у артиста был роман с американкой. Ее подозревали в шпионаже, а сам Абдулов стал невыездным.

На эту роль пробовались множество известных актеров, но теленачальство навязало Сергея Проханова ("усатый нянь"), у которого на тот момент не было "черного пятна" в биографии, более того, он был женат на дочке маршала.

Бромбергу пришлось уступить, хотя Проханов его категорически не устраивал. Когда потребовали начать съемки, он попросил оператора делать пока кадры со спины, надеясь, что добьется Абдулова. И у него получилось.

Сложность была и в том, что на тот момент Александр Гавриилович был занят еще в 4 проектах. Пришлось подстраиваться под его график, снимать артиста по ночам.

Юлия Константинова, второй режиссер картины, потом вспоминала, что не понимает, когда Абдулов спал, он был неутомим. И что интересно, усталость не отражалась на его лице. Как-то у него выдался свободный день, во всех 5 проектах съемки отменили.

Артист позвонил Юлии и признался, что не знает, чем себя занять, для него это было непривычно, целые сутки без работы. Анна Ашимова, которой во время съемок было всего 8, вспоминала тогда, что все были уставшие, вымотанные, но именно Абдулов мог всех рассмешить, рассказывая анекдоты с грузинским акцентом, байки с украинским говором. Все начинали хохотать, расслаблялись и снова брались за работу.

7 интересных фактов о фильме "Чародеи": история создания новогодней сказки

Стопроцентная ведьма

Режиссер вспоминал, что на роль Аленушки пробовалось много красивых актрис, но для роли они не годились. Лена Цыплакова, по его мнению, была очаровательной, но в ней было мало демонизма.

В Прокловой они увидели лиризм, но не было черт ведьмы. Алферова была слишком красива, и она была женой Абдулова, а в таких дуэтах теряется острота отношений.

Когда появилась Александра Яковлева, Бромберг понял, что ведьма из нее получится стопроцентная, но не был уверен, что она сможет хорошо сыграть Аленушку. Актриса справилась, более того, была очень хороша.

Но не все выдерживали ее жесткий характер, на съемочной площадке за глаза ее называли ведьмой. Так, например, она заставляла рыдать гримершу, постоянно просила переделывать ей грим, готовясь к съемкам около 3 часов.

Кричала на осветителей, если они не так выставляли свет, могла довести группу до исступления множеством придирок. После того, когда вся группа актеров ждала ее появления, в том числе и Гафт, ей был объявлен бойкот.

Но Яковлева ни на кого не обращала внимания, стараясь поддерживать хорошие отношения только с режиссером и оператором, а Бромберг не скрывал, что баловал Яковлеву, она этим пользовалась.

Конфликт Яковлевой и Гафта

С Абдуловым Александра Яковлева играла хорошо, он, как мог, поддерживал партнершу, которая не всегда помнила свой текст.

Гафта же актриса выводила из себя, из-за ее забывчивости приходилось переснимать дубли. Сам Валентин Иосифович знал свой текст назубок и даже выучил реплики Александры.

Однажды, когда Яковлева снова перепутала текст, он не выдержал, схватил ее за шею и начал ее душить. Оператор в этот момент включил камеру. Режиссер хотел вставить этот эпизод в фильм, но артист был против, пришлось с ним согласиться, а иначе он мог не выдержать и уйти.

Бромберг вспоминал, что Гафт стал любимчиком всей группы с первого дня проб. Он изображал, как Сатанеев ухаживает за Аленой, и перед его обаянием никто не смог устоять. Вместо партнерши он взял стул, и так потрясающе признавался ему в любви, что все были очарованы, кроме стула, конечно.

Но с Яковлевой оказалось все намного сложнее. Гафт заявил режиссеру, что с ней работать не будет. Константин Леонидович кое-как смог уговорить актера остаться и обещал, что он будет сниматься отдельно от Александры.

Свой монолог любви он наговаривал режиссеру, а потом они приклеили в нужном месте Яковлеву. Гафт не раз упрекал Бромберга, что тот много внимания уделяет молодой актрисе, тот признавал это, но оправдывал себя тем, что все это – ради фильма.

Позже, в одном из интервью Гафт признался, что сначала ему фильм не нравился, но спустя годы признал, что все неплохо получилось. Упомнянул он и Александру Яковлеву, удивляясь тому, что она ушла из актерской профессии и стала руководить на железной дороге. Он назвал ее хорошей актрисой.

В 2016 году Яковлева снова начала работать в театре, снялась в фильме "Экипаж". Валентин Иосифович же скончался в декабре 2020 года от последствий инсульта, ему было 85.

Непростой характер Михаила Светина

На роль волшебников Коврова и Брыля пробовались многие. После того, как утвердили Эммануила Виторгана, начали искать актера, который бы с ним гармонично смотрелся в кадре. Как только режиссер увидел Михаила Светина, который, общаясь с актером, так смешно задирал голову, тот был утвержден.

Ольга Костина вспоминала, что одним из самых беспокойных ее подопечных был Михаил Светин. Он приезжал из Ленинграда, и, как и другие актеры, жил в гостиницах. Актер всегда требовал для себя одноместный номер, и обязательно его окна должны были выходить во двор.

Но, даже если все его требования выполнялись, он мог злиться из-за горничных или мусора. Другие актеры, жалея Ольгу, сами перетаскивали мусорные баки подальше от его окон.

Читайте также: Лучшие фильмы про лето: 5 картин о дружбе и приключениях для всей семьи

К тому же Михаил Семенович очень обижался, если его не узнавали. Иногда не мог нормально работать без очередной порции зрительской любви. Поэтому Ольга подходила к постояльцам гостиницы и намекала, что перед ними известный артист, у него можно взять автограф.

Перед съемками он вдруг придумал, что его герой должен быть в заячьей шапке. Ее пришлось искать, актер заявил, что без шапки он сниматься не будет.

И такие мини-спектакли Михаил Семенович устраивал постоянно. Но иногда и над ним шутили. Как-то снимали эпизод в вагоне поезда. Для съемок Светина подвешивали на ремнях, которые, как он признавался позже, резали тело, у него сильно болели руки и ноги, тем более, что приходилось висеть на приличной высоте.

Как-то съемочная группа ушла на перекур, а про него попросту забыли. Актер вспоминал, что тогда сильно перепугался, висел и орал.

Аня Ашимова – девочка из кино

Роль Нины Пуховой досталась обычной московской школьнице, без связей и звездных родителей. Она хорошо училась, увлекалась рисованием, танцами, пением.

Во Дворце пионеров, где она занималась, ее заметила ассистент режиссера и пригласила на пробы. Бромбергу понравилась эта девочка с лучезарной улыбкой, он сразу понял, что это и есть его Нина.

Анна тогда была ребенком и не пронимала, с какими звездами ей приходится играть, для нее это были просто отзывчивые и добрые люди.

Она подружилась со Светиным, который подарил ей целую пачку календариков, о них она могла только мечтать. Абдулов тоже опекал ее на съемочной площадке, у них были теплые, дружеские отношения.

Песню "Три белых коня" Аня пыталась исполнить сама, но ее голос не понравился худсовету.

Потом ее спела Лариса Долина, которая в то время была молодой джазовой певицей (27 лет), хотя в титрах ее не упомянули. Озвучивала девочку актриса театра и кино Светлана Харлап.

После выхода "Чародеев" девочка стала популярной, но особой радости ей этот не принесло. Ее очень обижало, что после фильма ее стали дразнить "чародейкой". И, хотя вроде бы ничего обидного в этом нет, Анна вспоминала, что ее это сильно задевало.

Тогда многие хотели подставить подножку, дернуть за косичку, а она не знала, что именно так проявляется влюбленность. Это была ее единственная роль в кино, позже она работала экономистом, редактором в журнале.

"Чародеи-2"

Константин Бромберг надеялся снять продолжение "Чародеев". Он вспоминал, что тяжело пережил уход Аркадия Натановича Стругацкого, а в США возобновил переписку с его братом Борисом Натановичем. Как-то они обсудили возможность появления "Чародеев 2". Сам Саша Абдулов хотел снять продолжение, стать его продюсером.

Борис одобрил наброски режиссера, сказал, что может получиться интересный фильм, более того, благословил его и пожелал удачи. Абдулов обещал найти деньги на фильм, но его смерть разрушила все планы.

По одной из задумок в начале 2000-ых годов в НУИНУ стали приходить бизнесмены и олигархи, требовать волшебную палочку. И тогда руководство решило, что институту лучше на время исчезнуть, время как бы остановилось: по радио транслировали речи Брежнева, показывали старые фильмы.

Позже, когда планировали заняться съемками, озвучивали немного другую идею. Спрос на волшебную сферу услуг упал и его руководитель, Шемаханская, остановила время при помощи волшебной палочки. Весь институт ушел в спячку, все ожили в новом времени.

Бромберг тогда хотел пригласить прежних актеров: Гафта, Золотухина, Виторгана, Светина. Но из-за кризиса от съемок пришлось отказаться. Эти планы вынашивались в 2010, в 2015 режиссер надеялся, что его мечты осуществятся, он даже нашел американских инвесторов. Должен был получиться фантастический фильм, где главные герои противостоят инопланетянам.

Но, к сожалению, Константин Леонидович не дождался этого момента, он умер в январе 2020 года, в возрасте 80 лет. Так что теперь герои незабываемого фильма всегда останутся в нашей памяти молодыми и веселыми, сохранится сказочное послевкусие от этой картины.

Подпишитесь и читайте новости "Вести Южный Урал" там, где удобно: Google НовостиЯндекс.НовостиInstagramTelegram

Жители Челябинской области катаются по дорогам на коньках

 

Последние новости