«Пространство времени» Сергея Жаткова

27 апреля в галерее современного искусства «Окно» открылась выставка челябинского фотохудожника Сергея Жаткова «Пространство времени». В экспозиции представлены черно-белые работы фотографа, сделанные в 80-е годы прошлого века. Среди них не только уже признанные зрителями и профессиональным сообществом снимки, но и ряд экспериментальных работ, которые раньше не выставлялись. Основная тема фотографий Жаткова – человек, его взаимоотношения с другими людьми и с природой.

Снимки Сергея Жаткова, представленные на выставке, – это полноценные художественные произведения. Для создания таких «многослойных фотографий» требуется не только живая творческая фантазия, но и большая техническая работа, без которой, по мнению Жаткова, экспериментальная фотография невозможна. «Фотография – вещь техническая, – подчеркивает Сергей Жатков. – В любом материале человек должен преодолеть его сопротивление. Он должен его прочувствовать и сделать так, чтобы он ему поддавался, чтобы он слепил что-то, нарисовал и передал свое воображение, свое понимание мира».

Сегодня, отмечает фотограф, путь от простых кадров к сложной фотокомпозиции стал гораздо короче за счет применения цифровых программ обработки изображения, которыми прежде Жатков не пользовался. Его камера фиксировала кадры в такой технике, которой сегодня пытается овладеть каждый модный фотограф: на выставке представлен и вариант фризлайта – рисования светом, и ломографии. Светлана Шляпникова, арт-директор галереи, считает, что эти работы будут интересны молодой аудитории: «У нас в экспозиции представлено две работы из серии «Огненные феерии». Мы хотели показать, что в первом случае фотограф работает фотоаппаратом – и получаются вот эти световые линии. Снимок, который ниже расположен, – это работа длинной выдержки и тоже никаких других включений или приспособлений нет».

Мастерство фотохудожника заключается в умении заметить красоту окружающей действительности. Например, в серии работ «Письма на штукатурке» Сергей Жатков угадывает намечающиеся образы в, казалось бы, обычных пятнах краски на стенах зданий. Довольно часто работы рождаются из случайного кадра, который провоцирует творческую фантазию на создание нового сюжета. «Эта работа называется «Эдем», – показывает Сергей Жатков. – Толчком для создания этого снимка послужили ветви дерева. Но ветви дерева я увидел не на улице, не в саду. Я перезаряжал фотоаппарат и прощелкивал несколько первых кадров. Когда проявил пленку, я посмотрел разводы, мне они напомнили дерево. А дальше воображение начало составлять картинку».

Сергей Жатков не просто фиксирует мгновение на пленке, он его переосмысляет, создавая для него новую историю. Всмотреться в работы мастера, оценить его творческие эксперименты, челябинцы смогут в галерее «Окно» до 13 мая.

Последние новости

Еще интересные новости