Миасские рукодельницы вышивают золотом


Нитками золотыми вышивают умелицы в Миассе. Они отлично знают, что такое канитель. И не жалеют времени на по-настоящему тонкую работу. Как устроена единственная золотошвейная мастерская, увидела корреспондент ГТРК “Южный Урал” Юлия Габдрахманова.

За каждое изделие рукодельницы садятся только с молитвой и хорошими мыслями. Только так рождаются шедевры. Светлана Журавлева месяц старательно вышивает Жар-птицу на рушнике. Говорит, спешить в таком деле нельзя.

“Здесь идет вышивка канителью, бисером, трунцалом, сейчас закладываю золотом элемент птицы, перышко”, – показывает Светлана Журавлева.

Каждый эскиз обрамляют стежки золотых нитей: на один квадратный сантиметр их около сотни. Сейчас нить драгоценная лишь наполовину – содержит золотые вкрапления. А в старину использовали чистый металл.

“Расплющивали пластинку, делали из нее тончайшую золотую, разрезали на тоненькие проволочки и ими вышивали. Причем вышивали так, чтобы вся вышивка находилась с правой стороны, – рассказывает Наталья Власова, руководитель золотошвейной мастерской. – Это было дорогое искусство вышивки и тяжелое во всех смыслах, потому что это был металл”.

Некоторые ученицы уже “доросли” до вышивки икон. Их украшают и кристаллами, и жемчугом, бархатом и атласом. И без благословения свыше здесь не обойтись. Икона Божией Матери Умиление – гордость мастериц – “рождалась” почти три года. С чистого листа ее переделывали несколько раз, чтобы создать светотени и переливы.

– И все просто вставало, не идет работа. Полностью разбираем, начинаем сначала все, и вот так несколько раз. А последний вариант – он очень легко получился. Видимо, и мастера, и руки нужные подобрались.

Раньше золотной вышивке учились восемь лет. Сейчас хватает пары уроков, а потом мастерицы работают на “чистовик”. Новички, конечно, начинают с легкого – закладки для книг, украшают алтарь или жертвенник. Опытные мастерицы знают больше сотни старинных швов: “ягодка”, “городок” или “шнурок”. Пока используют лишь два – кованый и прикреп. Ткань золотошвейки подбирают в соответствии с церковным праздником.

“Например, синий цвет – это цвет пресвятой Богородицы, белый – это цвет господских праздников, Преображения, Вознесения. Красный – цвет Пасхи, цвет мучеников, цвет крови”, – отмечает Наталья Власова, руководитель золотошвейной мастерской.

Самое сложное, говорят рукодельницы, – сохранять внутреннюю гармонию.

– Сейчас женщины живут в таком быстром темпе. А рукоделие заставляет вспомнить, что мы – мамы, жены, женщины.

Именно за этим сюда и приходят.

Юлия Габдрахманова, Наталья Радько, Сергей Милютин

    

Последние новости

Еще интересные новости