Музею ГТРК “Южный Урал” передали бесценные архивные материалы

“Какого роста телебашня?”, “Что такое Челябинское дальновидение?” Подобными заголовками пестрели газеты ровно 60 лет назад – в 1958 году. Тогда одним из главных событий было начало вещания Челябинского телевидения. Романтиков первого поколения телевизионщиков, увы, становится все меньше. Недавно печальный список ушедших пополнил Анатолий Петрович Ефименко. Собранную им летопись из фотографий, документов, публикаций передали для телевизионного музея.

“Как хороший волшебник: говоришь со зрителем и чувствуешь, что “он у тебя”. А если выходишь на аудиторию, то ты заколдовываешь эту аудиторию”, – отмечает Анатолий Ефименко, заслуженный работник культуры России.

Такой “обыкновенный волшебник” Анатолий Петрович Ефименко утром из этого дома, который знают по названию бывшего магазина “Школьник”, спешил на работу – 46 лет отданы телекомпании “Южный Урал”. А вечером возвращался к любимой семье.

“Это рабочее место Анатолия Петровича, его любимое кресло. Здесь он проводил практически все время, которое находился дома”, – показывает Петр Ефименко, внук Анатолия Ефименко.

Рядом были телефон и телевизор, чтобы смотреть челябинские программы и при необходимости тут же корректировать нештатные моменты в эфире. За умение выходить из самых непредсказуемых ситуаций про Анатолия Петровича говорили, что он в дождь пройдет между капелек. И это не волшебство – жизнь и работа научили.

“Историю про свое первое появление на телевидении мне рассказал сам Анатолий Петрович, – рассказывает Ирина Коломейская, корреспондент. – Была такая программа “Для вас, женщины”. В одном из игровых эпизодов принимал участие 19-летний актер Анатолий Ефименко. Я думаю, что своей общительностью он настолько подкупил режиссера эпизода, который был главным режиссером телевидения – Сергея Аверкиева, что тот спросил: “Толя, а вы не хотите работать у нас на студии?” И Анатолий Петрович не заставил себя долго уговаривать”.

Практически с основания Челябинского телевидения Анатолий Ефименко приглашен ассистентом режиссера. Уже через год – в 20 лет – режиссер. И поставленный на телестудии спектакль “Честное комсомольское” с 30 актерами повез в Москву на Шаболовку и показывал в прямом эфире всей стране!

Не случайно работу журналистов и режиссеров называют самыми стрессовыми профессиями. Чего стоили Анатолию Петровичу прямые трансляции первомайских демонстраций. За любую оплошность можно было поплатиться если не увольнением, то строгим выговором. А трансляции хоккейных баталий больше нравились сыну Анатолия Петровича. Он не пропустил ни одного матча. Каким во время прямых эфиров запомнился ему папа?

“Деловой, весь в работе. Когда начиналась трансляция, он меня уводил в зал. Я сидел около камеры на постаменте – на ящике для телевизионной камеры”, – вспоминает Николай Ефименко, сын Анатолия Ефименко.

Телевизионной техники (старой, раритетной) в доме – как в хорошем музее. Музейная редкость – и все те десятки альбомов, которые принимает сегодня ветеран телерадиокомпании.

“Это бесценное приобретение. Мне очень понравилась папка “Дикторы”, “Режиссеры”. О каждом узнаешь развернуто: от прихода на телевидение и до ухода”, – делится Нина Вахрушева, инженер монтажа с 1972 по 2014 годы.

Подписаны все даты, выстроена хронология и рассказано про телевизионные профессии с энциклопедической точностью. Современное поколение телевизионщиков сегодня, может, и не вспомнит мэтров старой школы.

С Леонидом Оболенским Анатолий Ефименко сделал несколько совместных работ. Он вспоминал об этом на встрече сотрудников студии с деятелями кино во время фестиваля в год 100-летия Оболенского.

Для фильма про историю ЧТЗ “Юность заводская” Анатолий Петрович привез из Москвы архивные пленки. Отсняли собственный материал. И начали озвучивать. Леонид Леонидович сделал десятки дублей. И все – не то. Тогда они с Анатолием Петровичем решили отложить текст в сторону и начать рассказывать не по сценарию.

– Этот товарищ еще живет благополучно – отдельный угол. А участники стройки вспоминают: “Мы жили в бараках с двухярусными нарами. Питались плохо. Работали по 10 часов. А по вечерам после работы каждый день ходили на субботники. Нас никто не приглашал. Просто поднимали красный флаг и шли”. Теперь эти дни называют легендарными.

История про гигант промышленности обрела особую доверительность и отмечена на II Всероссийском фестивале фильмов. Тогда это было большим событием.

В творческой картотеке Анатолия Петровича сотни программ. Но, наверное, больше всего удивляют игровые фильмы. Анатолий Ефименко в 9 лет открыл для себя театр и пронес любовь к нему через всю жизнь. Воплотилось это и в постановке фильмов “Большой простофиля”, “Случай в библиотеке”.

Анатолию Петровичу всегда помогало чувство юмора. Он сохранил его до последнего дня. Уже лежа на операционном столе под местной анестезией, он успокаивал хирурга.

“Доктор, вы не волнуйтесь. Если вам нужно будет что-то спросить, я же рядом, я все подскажу”, – вспоминает Наталья Ефименко.

Съев пуд телевизионной соли, Анатолий Петрович стал заместителем председателя телерадиокомпании. Какой бы не дул “ветер перемен”, знал, как достойно выйти из любого трудного положения. За это отмечен разными наградами. Особое значение придавал “Ордену Почета”. Вручал его первый, народный губернатор Петр Сумин.

“Откровенно и честно: этот человек эту награду заработал! Спасибо!” – благодарил Петр Сумин.

Своеобразным лекарством от возраста и болезней в последние из почти 80 лет жизни Анатолия Петровича были: преподавание на факультете журналистики Южно-Уральского госуниверситета, встречи в совете ветеранов Челябинского отделения Союза журналистов и подготовка к изданию книг.

Это – совместная работа Анатолия Петровича и Ларисы Сергеевны Шуляковой, которая 11 лет была его спутником жизни. Она рассказывает, что Анатолий Петрович был всеобщим любимцем в любой компании. Встречи с ним ждали даже завсегдатаи лавочек у подъезда.

“Все старушки любили его безумно. Потому что он выходил – и это был праздник для них. Он всегда любой женщине скажет комплимент. Причем настоящий, никакой-то там придуманный”, – отмечает Лариса Шулякова.

История жизни и творчества Анатолия Петровича Ефименко вошла в книгу “Телевидение – вся жизнь”. Событием стал и выход книги “Первопроходцы” – о первом поколении телевизионщиков нашей компании.

Бережно собранные Анатолием Петровичем Ефименко материалы, вошедшие в книгу и продолжающие ее, станут экспонатами Музея телекомпании “Южный Урал”. И еще до выхода в эфир этого материала образовалась очередь на просмотр полученных папок…

Последние новости

Еще интересные новости