Почему в Челябинске нет велодорожек?

Велосипедистам разрешили ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам, правда только в том случае, если рядом с вами едет ребенок. Такие изменения внесены в правила дорожного движения.

Челябинцев эта новость наверняка порадовала, ведь в отличие от других миллионников в нашем городе велодорожек нет, несмотря на то, что еще 2 года назад власти намеревались связать город единой сетью. Схема велодорожек была даже заложена в градостроительном плане.

Тогда же в 2015 году горожанам рассказали о проекте «Дорогу велодорогам». Его авторы Наталья Пирогова и Кристина Клипфель предложили альтернативный вариант. Его цель — сделать комфортным передвижение на велосипеде по Челябинску, соединить велодорожками все районы, все основные культурные, спортивные и торговые объекты. Протяжённость основных городских и парковых велодорожек должна была составить 150 км. В каком состоянии сейчас находится этот проект, сайту cheltv.ru рассказала один из его авторов Кристина Клипфель.

  • Кристина, в 2015 году проект «Дорогу велодорогам» был достаточно громким, его обсуждали, а потом все как-то поутихло. Что вам удалось сделать?

Нам удалось создать велосеть, которую мы потом обкатывали вместе с горожанами — ездили по Ленинскому и Центральному району и смотрели, как проложена дорожка, пригодна ли для того, чтобы реально можно было по ней проехать, потому что часто оказывалось, что либо там ров, либо еще какие-то сложности и в принципе невозможно проехать. Потом мы обсуждали с горожанами, насколько им нужны конкретно эти маршруты или другие. Мы участвовали в конкурсе молодых архитекторов «Челябинск будущего – XXI век», но, к сожалению, не победили, и поэтому в этом направлении работа прекратилась. Но мы продолжаем проводить акцию «На работу на велосипеде». Сейчас она проходит даже без нашего участия, потому что горожане запомнили ее и им нужна только минимальная информационная поддержка.

Роман Креков, житель Челябинска:

Я когда-то давно смотрел схему, которую предлагали  по проекту «Дорогу велодорогам», и мне не понравилась излишняя масштабность проекта что ли, сильная разветвленность сети. Мне кажется, можно было бы начать с улучшения текущей инфраструктуры и прокладки нескольких лучевых маршрутов из всех районов к центру. Например, по всей улице Бр.Кашириных к цирку, с ЧТЗ по проспекту Ленина к ЮУрГУ. Сделать нормальные съезды на тротуарах.

  • Но велосети по-прежнему в городе нет?

Была одна дорожка, которой уже никто не пользуется, потому что сейчас там часто гуляют мамы с колясками и детьми. Вообще в велодорожке нет смысла, когда нет сети, когда вы не можете проехать на велосипеде из одного района в другой. В мае этого года проводился конкурс на проект площади Революции. Победил архитектор Василий Важенин. В его проекте было заложено, что с площади Революции будет проложена велодорожка. Понимаете, в Челябинске слишком широкие полосы для движения автомобилей, которые превышают нормативы. Предполагалось, что полосы для движения транспорта будут сужены и тогда получится разместить велодорожку. В принципе этот проект одобрен, только в каком виде он будет реализован, это большой вопрос. Как раз должны выделить бюджет под его реализацию, однако то, что на бумаге, не всегда переносится в первозданном виде на реальную местность. Но если все получится, то это будет прецедент, и тогда этот проект можно развивать, ведь площадь Революции — самое сердце города. И если там действительно получится разграничить скоростные режимы и различных участников движения, это уже будет хорошо, а дальше можно будет продолжать.

Роман Креков, житель Челябинска:

Я пока жил в Москве, особо не задумывался над покупкой авто. Велосипед и общественный транспорт + такси решали все мои задачи. На работу я ездил на велосипеде — 13 км в одну сторону за 50 мин. Дороги чистые, движение не сильно быстрое из-за плотности потока, одно удовольствие ездить было. В Челябинске все- таки в постоянном напряге едешь по дороге: сама дорога очень опасная, водители еще не привыкли к велосипедам на ней.

 

  • А ваш проект «Дорогу велодорогам» забуксовал именно из за недостатка финансирования?

Да, в первую очередь по этой причине. Вторая — недостаток легитимности что ли, потому что в любом случае должно быть решение вышестоящих органов. Понимаете, чтобы они не просто сказали: «Да, это прикольно», а «Да, мы это реализуем» или «Мы реализуем, но изменим каким-то образом», как это во всем мире делается, когда планируется ремонт того или иного участка дороги. Если в черте города заложены велодорожки, то они прокладываются в рамках общего ремонта.

  • А застройщики закладывают велодорожки в свои проекты?

Именно домов, нет. Если я не ошибаюсь, на территории нового жилого комплекса «Ньютон» планировались велодорожки. Но, как я понимаю, это больше рекреационная вещь. Кататься по кругу — это немного другое. Смысл велодорожек в том, чтобы можно было безопасно добраться из одного района в другой, потому что дальше люди могут перейти на другие дороги. Как минимум эту задачу велодорожки должны выполнять.

  • Когда вы обсуждали свой проект, много ли горожан приняли в этом участие? Вообще челябинцам интересна эта тема?

Заинтересованность горожан мы почувствовали. Люди сразу же начинали рассказывать о своем опыте, в каких местах неудобно ездить, и принимали участие в том числе в тестировании велодорожек. То есть горожане сами принимали в этом участие, а не просто занимались обсуждением. И это уже о чем-то говорит.

Андрей Михайлов, житель Челябинска:

У нас не то, что велосипедисту проехать, даже пешеходу местами проблемно пройти. И велодорожка по Чичерина/Набережной неудобна, потому что на перекрестках нужно как пешеходу идти пешком, а на нормальных велодорожках не надо слезать с велосипеда.

И сейчас челябинцы каждый месяц выходят на акцию «На работу на велосипеде». Но мы видим по комментариям и в принципе общаясь с людьми, что немного риторика изменилась. Люди говорят, что велодорожки это здорово, но давайте хотя бы просто дороги починим. Потому что передвигаться по городу стало сложнее не потому, что нет полосы для движения, а потому что дорога разрушилась и стало больше пыли, стало сложно дышать, находясь на полосе движения.

Роман Креков, житель Челябинска:

Я использую велосипед как основной транспорт по сути вместо авто. Езжу на футбол несколько раз в неделю, в магазины и т.д. Особенно удобно, когда нужно заехать в несколько мест в пределах района. Езжу круглый год, в том числе и зимой. Мой стиль передвижения можно разделить на два типа: основной и семейный. В основном я передвигаюсь по дорогам — так быстрее и удобнее для меня, на тротуары стараюсь не заезжать. Страха особого нет при езде, достаточно знать и соблюдать все ПДД наравне с машинами и быть осмотрительнее. Основные неудобства для меня это ямы и пыль на дорогах. С пылью совсем беда в городе — дороги не убираются, пыль висит прямо в воздухе. Во время дождя грязь стекает прямо на дорогу. Когда я выезжаю кататься с семьей (детское кресло + жена на своем велосипеде) мы едем только по тротуарам и дорожкам. Тут основное неудобство в отсутствии «безбарьерной среды» — возле каждого бордюра и съезда нужно останавливаться и перекидывать велосипед, и это очень напрягает. Ну и вся та же пыль рядом с дорогами.

  • Проект «Дорогу велодорогам» сейчас скорее мертв, чем жив?

Я скажу, что для его воплощения в жизнь нужен политический запрос. А политический запрос формируется с одной стороны политической обстановкой и с другой — людьми. То есть если люди говорят об этом, участвуют в акциях, мероприятиях, показывают, что есть сегмент, которому эта вещь нужна и есть смысл тратить на это ресурсы, то эта потребность, наверное, должна быть удовлетворена. Поэтому чем больше люди показывают, что им это интересно, тем больше шансов, что это когда-то появится.

                                                              Записала Светлана Манцурова, фото: vix.com

Последние новости

Еще интересные новости