В ТЮЗе дают «Грозу» Островского

46-ой театральный сезон Челябинский ТЮЗ открывает премьерой «Грозы» по Островскому. Увидеть свой луч света в темном царстве предлагает труппа и молодой режиссер Олег Иванов.

В этом спектакле каждый стремится к свободе. Но для одного свобода — это произвол, для другого — справедливость, а для кого-то — предельная честность. И никто не знает, чем придется пожертвовать ради этой свободы. Знаменитую пьесу Островского «Гроза» ставят уже 150 лет. В Челябинском ТЮЗе эта постановка — третья по счету. Кажется, все давно придумано, обкатано, и мы, конечно же, про Катерину или Кабаниху знаем все. Тем не менее, выбор театра, работающего для молодежи и школьников, понять можно. «Грозу» изучают в школе. «Нет, извините. Каждый новый спектакль — это новое решение, новые находки. Сегодня режиссер делает Кабаниху не такую, как делал Малый театр, когда Кабаниха была чуть ли не восьмидесятилетняя А у нас Кабаниха — в самом соку», — отмечает Роза Орлова.

Во время дневной репетиции артисты прогоняли финальную сцену. Декораций на сцене минимум, костюмы — явно не из XIX века. Все сосредоточено на внутреннем состоянии героев. Тексты вроде знакомы. Вдруг понимаешь, что нет привычных штампов, что это, в сущности, рассказ про нашу сегодняшнюю жизнь.

Режиссер спектакля Олег Иванов — выпускник Московского театрального института имени Щукина, учился в мастерской Валерия Фокина. Но родом Олег из Челябинска: после окончания академии культуры, он поработал артистом в ТЮЗе, потом в омской драме, затем была Москва. Челябинская «Гроза» — его дипломная работа. И хотя среди артистов есть его бывшие сокурсники, с труппой он сумел найти общий язык. Более того, Олег принял предложение театра — начать режиссерскую карьеру в Челябинске. Режиссер говорит: «В Москве часто такое деление: столица — провинция и не в пользу провинции. Хотя я работал в Омске и знаю, что хорошие спектакли и актеры есть и в провинции. Порой возникало желание это доказать и что-то сделать в своем городе».

Что удалось, зрители увидят на премьере «Грозы». А несколько дней назад актеры ТЮЗа вернулись с фестиваля детских спектаклей «Золотая репка», который проходил в Самаре. Челябинцы играли «Золотого петушка» по Пушкину в театре драмы. Там и сцена великовата, и свет похуже, чем дома. Да и публика была непростая — маленькие дети и взрослые участники фестиваля. Директор челябинского ТЮЗа Роза Орлова рассказывает: «Зал активно начал воспринимать где-то к середине спектакля. То есть, нашим ребятам пришлось этот барьер проходить и забирать зрителя».

После каждого спектакля был круглый стол. Обсуждая челябинский спектакль, даже критики удивлялись: почему именно Пушкин? Ведь «Сказка о Золотом петушке» — не детская. «Нам надо выходить на зрителя перед спектаклем. И говорить: «Ребята, есть фольклор новгородский, есть фольклор горьковский, самарский. Это оттуда. И то, что вы сейчас увидите, это все великий Новгород. В XV-XIV веке все у них было», — считает Роза Орлова.

Даже ради этого стоило съездить на фестиваль. Ведь новый сезон для театра и его зрителей — это снова поиск. И путь к сердцу каждого, кто сидит в зале, не прост.

Последние новости

Еще интересные новости