В ТЮЗе состоялась премьера спектакля «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Сказка «О мертвой царевне и семи богатырях» признана в театральных кругах одним из самых сложных для постановки произведений Пушкина. Вопреки сложившемуся мнению, найти сценическое воплощение сказки в Челябинском ТЮЗе решился режиссер из Екатеринбурга Евгений Ланцов.

Сидя за прялкой, пушкинская няня Арина Родионовна открывает спектакль. Вскоре ее монолог переходит в диалог: обращаясь в зал, актриса вовлекает юных зрителей в происходящее на сцене. Наталье Антоновой уже довелось исполнить роль Няни в другой сказке Пушкина – «Золотой петушок». Но повторяться не приходится: в новой постановке Арина Родионовна, скорей, сказительница и вдобавок хозяйка театра кукол. «Тут очень много технических вещей: большой реквизит и много кукол. С таким количеством кукол я еще не работала. Это сложно, но интересно», – признается Наталья Антонова, заслуженная артистка России.

Интерес, как водится, – главный двигатель и для режиссера-постановщика спектакля. Любое произведение Пушкина, по признанию Евгения Ланцова, — неисчерпаемый источник вдохновения. И здесь все те же, вечные темы: о любви, о ревности, о непостижимых загадках жизни и смерти. Кроме того, в пушкинском тексте можно найти много других смыслов и символов. Взять хотя бы волшебное зеркальце. «Есть понятие, как зеркальце творит человека, – объясняет Евгений Ланцов, режиссер-постановщик (Екатеринбург). – В данном случае – в худшую. Мы видим, как Царевна, глядя в зеркальце, получается завистливой и злой».

Замысел режиссера, в первую очередь, был связан с образом семи богатырей. В первом действии эти пятиметровые куклы статичны. Но их смысловая составляющая очень важна и проявит себя позже. В трактовке Евгения Ланцова богатыри наделены многими качествами. «Добротой, силой, знаниями. В каждом из происходящих событий они присутствуют незримо и негласно», – отмечает Евгений Ланцов.

Поэзией пушкинских сказок был с детства очарован и художник-постановщик спектакля Андрей Ефимов. И вот, наконец, случай предоставил ему возможность реализовать свою мечту. Решение визуального ряда родилось у Андрея Ефимова быстро. «И то, как предложил Евгений Ланцов сделать богатырей, помогло мне найти внешний образ спектакля. Это тот случай, когда простыми средствами можно создать много значений, что в театре очень интересно», – говорит Андрей Ефимов, художник-постановщик, лауреат премии «Золотая Маска» (Екатеринбург).

Многозначность драматургии обусловила и форму синтетической театральной постановки, участниками которой наряду с актерами стали куклы. Начинку многослойного пирога разнообразили также вставные вокальные номера и танцевальные мизансцены. В таком калейдоскопе стилей и жанров, признаются актеры, работать как сложно, так и интересно.

Последние новости

Еще интересные новости