Роботы и беспилотники: современную технику тестируют на предприятиях Челябинской области

Авторы: Мария Невежина (Дронина), Данил Рабуш
Роботы и беспилотники: современную технику тестируют на предприятиях Челябинской области
Фото: ГТРК "Южный Урал"

На магнитогорском металлургическом комбинате тестируют беспилотные грузовики Урал. Они способны перевезти груз в пять тонн. И если оправдают ожидания, то в будущем будут ездить на самых оживлённых участках производственного маршрута.

Ещё одна южноуральская компания создала беспилотные будьдозеры, которыми можно управлять с помощью смартфона.

Беспилотник Урал. Сделан в Миассе. Кабины нет, только платформа, да четыре колеса. А вместо пилота – искусственный интеллект, который с лёгкостью различает машины, людей и читает дорожные знаки.

"На ней стоит ряд вычислителей. Сенсорика такая как у навигационной системы. Лидары лазерные для сканирования пространства вокруг. Камера для удалённого управления и для определения дорожной обстановки", – говорит генеральный директор ООО "АРС" Александр Пермяков.

По размеру ММК сопоставим с городом. Сегодня его территория по площади превышает, например, Миасс. Здесь есть своё и железнодорожное, и автомобильное сообщение. Ежедневно сырьё и готовую продукцию между цехами перевозят десятки грузовиков.

"Это первая машина и единственная и сейчас проходит такой ключевой момент для любого автомобиля это проверка, испытание, потому что сделать железяку, автомобиль-образец, достаточно просто, а вот научить его по-настоящему быть автомобилем, выполнять свои задачи, вот эта задача сейчас как раз и происходит", – комментирует главный конструктор АО "АЗ "Урал" Антон Акимов.

В декабре на ММК уже тестировали беспилотники. Тогда это был КАМАЗ.

Роботы и беспилотники: современную технику тестируют на предприятиях Челябинской области
Фото: ГТРК "Южный Урал"

Этот КАМАЗ везёт огнеупоры для строительства коксовой батареи. Один из самых масштабных проектов ММК в последние годы. На водительском месте опытный шофёр, но руль крутит и машиной управляет мозг автомобиля.

"Оснащён у нас системой навигации, которая позволяет до 10 см узнать расположение автомобиля. Также оснащён системой лидар-зрения, которая позволяет строить 3 д карту местности и построить также маршрут", – отмечает главный специалист инновационных автомобилей научно-технического центра ПАО "Камаз" Динас Талипов.

Всё это помогает автомобилю-роботу проезжать перекрёстки, не создавая помех для других участников движения. Этот КАМАЗ может эксплуатироваться при любой погоде. Что очень важно для ПАО ММК. Ведь работа металлургического гиганта не прекращается ни на минуту.

"В объёмах этой перевозки в зимних условиях мы проверяем возможность эксплуатировать беспилотный транспорт, что в будущем нам позволит создавать более качественную стратегию и выбирать не только транспорт под существующие процессы, но и строить процессы, исходя из последних достижений и технологий", – говорит директор ООО "АТУ" Виктор Шишкин.

Этим машинам можно доверить самые сложные участки промышленных перевозок. И они способны работать круглосуточно.

"Она способна самостоятельно ездить по территории завода по заданному маршруту. Управление осуществляется как полностью автономно, так и есть антенна и круглосуточная связь с диспетчером при возникновении каких-то внештатных ситуаций", – отмечает начальник отдела перспективного развития ОАО "ММК-МЕТИЗ".

А это бульдозеры-беспилотники. Южноуральская компания создает тяжелую технику для строительной отрасли и горнодобывающей промышленности.

Гусеничный бульдозер – новейшая разработка. Многотонником можно управлять с компьютера или при помощи специального приложения на телефоне.

Роботы и беспилотники: современную технику тестируют на предприятиях Челябинской области
Фото: ГТРК "Южный Урал"

Это крайне важно, особенно если работы производятся в опасной местности. Ведь это полностью исключает риски для человека. В кабине просто-напросто никого нет. Раньше конкурировать с зарубежными аналогами, признается директор предприятия, было сложно.

"Мы всегда на рынке были вынуждены демпинговать, потому что у нас нет такого громкого имени. Каких-то мощных финансовых процессов, которые обеспечивают иностранцы. Ну, надеюсь, что сейчас текущая ситуация позволит нам развернуться, нарастить немного прибыли и мы, наверное, покажем себя, как иностранцы", – комментирует директор завода по производству дорожно-строительной техники Евгений Горелый.

Продукция челябинских производителей востребована на территории бывшего Советского Союза, а теперь в очередь встают промышленники из Африки и Азии.

Также изделия отправляют и в зону СВО. На этом же заводе производят и беспилотные минные тралы.

Там, где не пройдет человек, уверенно проедет МТ-1. На этих кадрах вы видите работу минного трала производства челябинского завода ДСТ-Урал.

За час такая машина на гусеничных траках может расчистить до двух с половиной километров заминированной территории. Оператор с помощью пульта управляет тралом на расстоянии до трехсот метров, но если надо охватить площадь в пять километров, потребуется специальный передвижной штаб – его поставляют в комплекте.

"Разрабатывалась она в августе 2022 года для оказания помощи городу Донецку, который подвергался минированию дистанционному знаменитыми лепестками", – говорит генеральный директор ООО "Инженерные машины специального назначения" Сергей Быценко.

До конца весны на предприятии планируют наладить выпуск улучшенных минных тралов и более тяжелой машины, способной работать со всеми типами мин.

А в Магнитогорске создали боевого робота "Маркер". Как говорят создатели, он способен в автоматическом режиме поражать тяжелую технику, в том числе, американские "Абрамсы" и немецкие "Леопарды".

Роботы и беспилотники: современную технику тестируют на предприятиях Челябинской области

Последние новости